О газете | Архив номеров | Архив статей | Поиск      

Паровоз, «солнечные» деревья, продолжение следует


[Светлана Землянская]
#17 от 15.10.2019

Паровоз, почти настоящий, стоит – нет, кажется, мчится, постукивая на стыках рельсов… Один из первых экспонатов будущего STEMPARK установлен на площади рядом с химкорпусом и зданием научной библиотеки НТУ «ХПИ». Эта модель служила в первой половине ХХ века учебным пособием студентам специальности «Паровозостроение» в Харьковском политехническом. А специальность эта одна из старейших в институте. В конце ХIХ столетия паровозостроение сформировалось в самостоятельную отрасль производства, когда за 20 лет в России было выпущено 7678 паровозов. Именно в это время, в 1897 году, выпущены первые два паровоза на Харьковском паровозостроительном заводе – первом в стране специализированном предприятии. Потребностью этих предприятий в кадрах инженеров-механиков железнодорожного транспорта и обусловлено начало подготовки в 1892 году в Харьковском технологическом институте инженеров-паровозостроителей. Директор института профессор В. Л. Кирпичев в своем письме Главному попечителю Харьковского учебного округа так обосновал необходимость в этом: «Большинство выпускников, оканчивающих по механическому отделению, поступает на железные дороги и спрос, при современном положении дел, обеспечен надолго».

Основатель кафедры (ныне – кафедра электрического транспорта и тепловозостроения) профессор П. М. Мухачев. В истории Политеха, которому в 2020 году исполняется 135 лет, много юбилейных дат, перекликающихся с его днем рождения. Наша библиотека, например, ровесница университета, она была основана тоже в 1885 году. А разные «круглые» даты вместе с юбилеем университета отмечают отдельные кафедры, научные школы и т. д. Так вот, основатель и кафедры, и специальности «Паровозостроение» профессор Петр Матвеевич Мухачев (1861–1935 гг.) был избран на пост директора Харьковского технологического института через 20 лет после его создания, в 1905 году, и трудился в этой должности 10 лет, до 1915 года, подготовил ряд выдающихся инженеров, которые развивали отрасль паровозостроения, были предтечей создания в ХПИ современной научной школы. Сегодня кафедра готовит специалистов по двум специальностям: «Подвижной состав и специальная техника железнодорожного транспорта» и «Электрический транспорт». Но это, как говорится, уже совсем другая история…

А паровоз в STEMPARK и «солнечные» деревья по-своему символизируют связь времен, непрерывную славную историю Харьковского политехнического.

Светлана Землянская

Фото Игоря Гаевого

Разработка, поддержка и наполнение: лаборатория информационно-поисковых систем НТУ "ХПИ" © 2004 — 2019


Яндекс.Метрика

Дніпропетровський національний університет імені Олеся Гончара Національний університет цивільного захисту України Народная украинская академия Харківський національний автомобільно-дорожній університет Національний фармацевтичний університет Національний гірничий університет