Паровоз, почти настоящий, стоит – нет, кажется, мчится, постукивая на стыках
рельсов… Один из первых экспонатов будущего STEMPARK установлен на площади рядом
с химкорпусом и зданием научной библиотеки НТУ «ХПИ». Эта модель служила в
первой половине ХХ века учебным пособием студентам специальности
«Паровозостроение» в Харьковском политехническом. А специальность эта одна из
старейших в институте. В конце ХIХ столетия паровозостроение сформировалось в
самостоятельную отрасль производства, когда за 20 лет в России было выпущено
7678 паровозов. Именно в это время, в 1897 году, выпущены первые два паровоза на
Харьковском паровозостроительном заводе – первом в стране специализированном
предприятии. Потребностью этих предприятий в кадрах инженеров-механиков
железнодорожного транспорта и обусловлено начало подготовки в 1892 году в
Харьковском технологическом институте инженеров-паровозостроителей. Директор
института профессор В. Л. Кирпичев в своем письме Главному попечителю
Харьковского учебного округа так обосновал необходимость в этом: «Большинство
выпускников, оканчивающих по механическому отделению, поступает на железные
дороги и спрос, при современном положении дел, обеспечен надолго».
Основатель кафедры (ныне – кафедра электрического транспорта и
тепловозостроения) профессор П. М. Мухачев. В истории Политеха, которому в 2020
году исполняется 135 лет, много юбилейных дат, перекликающихся с его днем
рождения. Наша библиотека, например, ровесница университета, она была основана
тоже в 1885 году. А разные «круглые» даты вместе с юбилеем университета отмечают
отдельные кафедры, научные школы и т. д. Так вот, основатель и кафедры, и
специальности «Паровозостроение» профессор Петр Матвеевич Мухачев (1861–1935
гг.) был избран на пост директора Харьковского технологического института через
20 лет после его создания, в 1905 году, и трудился в этой должности 10 лет, до
1915 года, подготовил ряд выдающихся инженеров, которые развивали отрасль
паровозостроения, были предтечей создания в ХПИ современной научной школы.
Сегодня кафедра готовит специалистов по двум специальностям: «Подвижной состав и
специальная техника железнодорожного транспорта» и «Электрический транспорт». Но
это, как говорится, уже совсем другая история…
А паровоз в STEMPARK и «солнечные» деревья по-своему символизируют связь
времен, непрерывную славную историю Харьковского политехнического.
Светлана Землянская
Фото Игоря Гаевого