Паровоз, «солнечные» деревья, продолжение следует

[Светлана Землянская]
#17 от 15.10.2019

Паровоз, почти настоящий, стоит – нет, кажется, мчится, постукивая на стыках рельсов… Один из первых экспонатов будущего STEMPARK установлен на площади рядом с химкорпусом и зданием научной библиотеки НТУ «ХПИ». Эта модель служила в первой половине ХХ века учебным пособием студентам специальности «Паровозостроение» в Харьковском политехническом. А специальность эта одна из старейших в институте. В конце ХIХ столетия паровозостроение сформировалось в самостоятельную отрасль производства, когда за 20 лет в России было выпущено 7678 паровозов. Именно в это время, в 1897 году, выпущены первые два паровоза на Харьковском паровозостроительном заводе – первом в стране специализированном предприятии. Потребностью этих предприятий в кадрах инженеров-механиков железнодорожного транспорта и обусловлено начало подготовки в 1892 году в Харьковском технологическом институте инженеров-паровозостроителей. Директор института профессор В. Л. Кирпичев в своем письме Главному попечителю Харьковского учебного округа так обосновал необходимость в этом: «Большинство выпускников, оканчивающих по механическому отделению, поступает на железные дороги и спрос, при современном положении дел, обеспечен надолго».

Основатель кафедры (ныне – кафедра электрического транспорта и тепловозостроения) профессор П. М. Мухачев. В истории Политеха, которому в 2020 году исполняется 135 лет, много юбилейных дат, перекликающихся с его днем рождения. Наша библиотека, например, ровесница университета, она была основана тоже в 1885 году. А разные «круглые» даты вместе с юбилеем университета отмечают отдельные кафедры, научные школы и т. д. Так вот, основатель и кафедры, и специальности «Паровозостроение» профессор Петр Матвеевич Мухачев (1861–1935 гг.) был избран на пост директора Харьковского технологического института через 20 лет после его создания, в 1905 году, и трудился в этой должности 10 лет, до 1915 года, подготовил ряд выдающихся инженеров, которые развивали отрасль паровозостроения, были предтечей создания в ХПИ современной научной школы. Сегодня кафедра готовит специалистов по двум специальностям: «Подвижной состав и специальная техника железнодорожного транспорта» и «Электрический транспорт». Но это, как говорится, уже совсем другая история…

А паровоз в STEMPARK и «солнечные» деревья по-своему символизируют связь времен, непрерывную славную историю Харьковского политехнического.

Светлана Землянская

Фото Игоря Гаевого

Дніпропетровський національний університет імені Олеся Гончара Національний університет цивільного захисту України Народная украинская академия Харківський національний автомобільно-дорожній університет Національний фармацевтичний університет Національний гірничий університет