Процессы европейской интеграции охватывают сегодня многие сферы
жизнедеятельности человека, в том числе и образование. Формируется общее
образовательное и научное пространство с едиными критериями и стандартами в этой
сфере в масштабе всего континента: расширение доступа к высшему образованию,
мобильность на европейском рынке труда; доступность общих ценностей образования,
науки и культуры всех стран - участниц Болонского процесса; двухступенчатая
система образовательно-квалификационного уровня по схеме 3+2 (три года -
бакалаврата плюс два года магистратуры); выдача кроме национального диплома
также международного единого для Европы образца, который должен признаваться
работодателями на европейском рынке труда, и многое другое. Этот процесс получил
название Болонского от названия университета в итальянском городе Болонья.
Идея Болонского процесса состоит в том, чтобы в определенной мере возродить
ту роль и то место, которые принадлежали университетам в эпоху становления их в
качестве носителя национального духа в широком смысле этого словосочетания. Этот
процесс имеет как бы две стороны. Одна сторона - утилитарная. Она заключается в
необходимости создания реальных условий обучения каждого желающего в любом вузе
Европы, чтобы никакие препятствия этому не помешали; в обеспечении возможности
человеку самому формировать содержание и способ образования и отвечать перед
своим будущим за свой выбор. Это активная позиция в образовании, в соответствии
с которой "не учат", "не требуют определенных знаний", а учатся сами и несут
ответственность, держат ответ за уровень обучения всей своей последующей жизнью
и судьбой.
Но много глубже другая сторона Болонского процесса. Она предполагает
определенную жизненную позицию человека, его мировоззрение, уровень понимания
процессов, происходящих в современном обществе, формирование элиты общества
через широкое и всестороннее образование. В нашем университете эта последняя
функция, наряду с двумя предыдущими, успешно выполняется. Так, на протяжении
последних лет ведется большая работа по формированию национальной
гуманитарно-технической и управленческой элиты. Студентам читаются спецкурсы,
охватывающие все аспекты управленческой деятельности; усиливается
психолого-педагогическая подготовка магистров и аспирантов, так как кроме
высокой профессиональной компетентности в сфере своих специальных знаний каждый
преподаватель должен досконально владеть и педагогическим мастерством,
педагогической культурой. Проводятся ежегодные международные конференции,
позволяющие обобщать опыт, выдвигать концепции, определять все новые методы,
способы и направления в области формирования национальной элиты. Это, как и
многое другое в нашей работе, позволяет говорить о том, что мы правильно
понимаем мировые тенденции гуманизации инженерного образования, задачи, стоящие
перед Европейским сообществом, а, следовательно, идем в ногу со временем.
Наверное, еще не осознан глубинный смысл понятия "национальный университет".
С нашей точки зрения, современный национальный классический университет в
Украине не может рассматриваться "на общих основаниях" в качестве структурной
единицы высшей школы. Культурологические и социологические (в широком смысле -
как совокупность общественно ориентированных задач) функции национального
классического университета должны быть, по нашему убеждению, много шире и
ответственнее, чем просто массовая подготовка кадров специалистов. Он должен
взять на себя ответственность за сегмент национальной политики в области науки,
образования и культуры, соответствующий текущему и будущему моменту, и
определять общественное самосознание через формирование национальной
идентичности граждан Украины. А уж государство (в рамках Болонского процесса -
все общество) обязано обеспечить условия этой сферы деятельности. Идеология и
концепция последнего должна строиться на использовании фундаментальных знаний и
междисциплинарного подхода, должна быть независимой от текущей политики в
государстве и более широкой, чем подготовка просто инженеров или чиновников для
соответствующей сферы управления.
Важнейшая функция современного технического университета, если он видит себя
в системе европейских университетов, - мультидисциплинарное образование элиты
формирующегося открытого общества. И не только элиты технической, инженерной или
конструкторской, так как само это слово означает: быть на уровне, быть высшим во
всех отношениях. Тут есть над чем задуматься и нам, поддерживая, или, наоборот,
противодействуя гуманизации нашего Политехнического, который в умах, к
сожалению, многих остается все той же кузницей инженеров - и только. В
современной Украине и в ее ближайшем будущем, в процессе вхождения в Европу,
национальным университетам предстоит, видимо, разработка и принятие качественно
новой функции - нациесозидательной.
Мы считаем, что задача Болонского процесса, охватившего Европейские
университеты, несколько глубже, чем следует из Хартии университетов: вернуть
общественному сознанию такое состояние, чтобы уровень образования и культуры был
первым критерием дееспособности любого политического деятеля, юриста (подобно
тому, как только выпускник с дипломом Академии Генерального штаба может
претендовать на положение военачальника высокого ранга).
Болонское сотрудничество предполагает привлечение студенчества к
конструктивному участию в реализации его принципов, к контролю за качеством
образования. Здесь мы также прилагаем усилия, выявляя, исследуя представления
студентов (магистров) относительно существующей системы образования, как в
Украине, так и в нашем университете, ее положительных и отрицательных сторон. И
анализ этих исследований, очевидно, должен использоваться при совершенствовании
программы обучения.
Чтобы вступить в Болонское сообщество, Украина должна провести глубокий
сравнительный анализ отечественной науки и образования по отношению к
европейскому (по Болонской модели) и определить те необходимые изменения,
наметить реформы, которые следует произвести. И вряд ли эти реформы ограничатся
"косметическими" мерами. Очевидно, они затронут коренные основы нашей науки и
образования, в результате чего человек будет получать знания, необходимые для
выживания в современном мире. Ведь знания становятся все более могущественной
силой, а сознание Человека социального - тем руслом, той направляющей, которая
рационально указывает его применение. Обществу ХХІ века иного не дано, и нам не
сойти с ноосферного пути прогресса.