Процессы европейской интеграции охватывают сегодня многие сферы жизнедеятельности человека, в том числе и образование. Формируется общее образовательное и научное пространство с едиными критериями и стандартами в этой сфере в масштабе всего континента: расширение доступа к высшему образованию, мобильность на европейском рынке труда; доступность общих ценностей образования, науки и культуры всех стран - участниц Болонского процесса; двухступенчатая система образовательно-квалификационного уровня по схеме 3+2 (три года - бакалаврата плюс два года магистратуры); выдача кроме национального диплома также международного единого для Европы образца, который должен признаваться работодателями на европейском рынке труда, и многое другое. Этот процесс получил название Болонского от названия университета в итальянском городе Болонья.
Идея Болонского процесса состоит в том, чтобы в определенной мере возродить ту роль и то место, которые принадлежали университетам в эпоху становления их в качестве носителя национального духа в широком смысле этого словосочетания. Этот процесс имеет как бы две стороны. Одна сторона - утилитарная. Она заключается в необходимости создания реальных условий обучения каждого желающего в любом вузе Европы, чтобы никакие препятствия этому не помешали; в обеспечении возможности человеку самому формировать содержание и способ образования и отвечать перед своим будущим за свой выбор. Это активная позиция в образовании, в соответствии с которой "не учат", "не требуют определенных знаний", а учатся сами и несут ответственность, держат ответ за уровень обучения всей своей последующей жизнью и судьбой.
Но много глубже другая сторона Болонского процесса. Она предполагает определенную жизненную позицию человека, его мировоззрение, уровень понимания процессов, происходящих в современном обществе, формирование элиты общества через широкое и всестороннее образование. В нашем университете эта последняя функция, наряду с двумя предыдущими, успешно выполняется. Так, на протяжении последних лет ведется большая работа по формированию национальной гуманитарно-технической и управленческой элиты. Студентам читаются спецкурсы, охватывающие все аспекты управленческой деятельности; усиливается психолого-педагогическая подготовка магистров и аспирантов, так как кроме высокой профессиональной компетентности в сфере своих специальных знаний каждый преподаватель должен досконально владеть и педагогическим мастерством, педагогической культурой. Проводятся ежегодные международные конференции, позволяющие обобщать опыт, выдвигать концепции, определять все новые методы, способы и направления в области формирования национальной элиты. Это, как и многое другое в нашей работе, позволяет говорить о том, что мы правильно понимаем мировые тенденции гуманизации инженерного образования, задачи, стоящие перед Европейским сообществом, а, следовательно, идем в ногу со временем.
Наверное, еще не осознан глубинный смысл понятия "национальный университет". С нашей точки зрения, современный национальный классический университет в Украине не может рассматриваться "на общих основаниях" в качестве структурной единицы высшей школы. Культурологические и социологические (в широком смысле - как совокупность общественно ориентированных задач) функции национального классического университета должны быть, по нашему убеждению, много шире и ответственнее, чем просто массовая подготовка кадров специалистов. Он должен взять на себя ответственность за сегмент национальной политики в области науки, образования и культуры, соответствующий текущему и будущему моменту, и определять общественное самосознание через формирование национальной идентичности граждан Украины. А уж государство (в рамках Болонского процесса - все общество) обязано обеспечить условия этой сферы деятельности. Идеология и концепция последнего должна строиться на использовании фундаментальных знаний и междисциплинарного подхода, должна быть независимой от текущей политики в государстве и более широкой, чем подготовка просто инженеров или чиновников для соответствующей сферы управления.
Важнейшая функция современного технического университета, если он видит себя в системе европейских университетов, - мультидисциплинарное образование элиты формирующегося открытого общества. И не только элиты технической, инженерной или конструкторской, так как само это слово означает: быть на уровне, быть высшим во всех отношениях. Тут есть над чем задуматься и нам, поддерживая, или, наоборот, противодействуя гуманизации нашего Политехнического, который в умах, к сожалению, многих остается все той же кузницей инженеров - и только. В современной Украине и в ее ближайшем будущем, в процессе вхождения в Европу, национальным университетам предстоит, видимо, разработка и принятие качественно новой функции - нациесозидательной.
Мы считаем, что задача Болонского процесса, охватившего Европейские университеты, несколько глубже, чем следует из Хартии университетов: вернуть общественному сознанию такое состояние, чтобы уровень образования и культуры был первым критерием дееспособности любого политического деятеля, юриста (подобно тому, как только выпускник с дипломом Академии Генерального штаба может претендовать на положение военачальника высокого ранга).
Болонское сотрудничество предполагает привлечение студенчества к конструктивному участию в реализации его принципов, к контролю за качеством образования. Здесь мы также прилагаем усилия, выявляя, исследуя представления студентов (магистров) относительно существующей системы образования, как в Украине, так и в нашем университете, ее положительных и отрицательных сторон. И анализ этих исследований, очевидно, должен использоваться при совершенствовании программы обучения.
Чтобы вступить в Болонское сообщество, Украина должна провести глубокий сравнительный анализ отечественной науки и образования по отношению к европейскому (по Болонской модели) и определить те необходимые изменения, наметить реформы, которые следует произвести. И вряд ли эти реформы ограничатся "косметическими" мерами. Очевидно, они затронут коренные основы нашей науки и образования, в результате чего человек будет получать знания, необходимые для выживания в современном мире. Ведь знания становятся все более могущественной силой, а сознание Человека социального - тем руслом, той направляющей, которая рационально указывает его применение. Обществу ХХІ века иного не дано, и нам не сойти с ноосферного пути прогресса.