О газете | Архив номеров | Архив статей | Поиск      

Принцип – беречь время


[А. Шех, Герой Социалистического Труда]
#20-21 от 03.10.2006

После демобилизации, как инвалид Великой Отечественной войны, я возвратился в родной Харьков, работал, учился в вечерней школе и в 1951 году стал студентом политехнического, ректором которого в то время уже был Михаил Федорович. На дневном отделении училось немало бывших фронтовиков. Курс был достаточно взрослым.

На одной из первых лекций Михаил Федорович обратился к нам примерно с такими словами: «Вы поступили в высшее учебное заведение. У вас есть прекрасная возможность приобрести глубокие знания. Надо постараться. Запомните: ваше образование для вас бесплатное, а государству стоит дорого. Поэтому в будущем от вас нужна отдача. Берегите время. Вы создадите семьи, у вас вырастут дети. Они должны быть лучше вас. Люди – это главное богатство страны».

Экзамен по резанию материалов (этот курс читал Михаил Федорович) проходил в его кабинете на кафедре. Я готовился недолго, начал отвечать. По билету не очень много. Михаил Федорович подошел к столу, на котором были выставлены режущие инструменты, взял в руки фрезу и спросил: «Что это?». – «Черновая червячная фреза». – «Почему черновая?» – «Потому что двухзаходная». А дальше вопросы, точнее беседа пошла о другом: «Служили? Воевали?» (я был в гражданской одежде, без воинских знаков и наград) «Работали? Где? Сколько?» – «3 года!» «Когда успели?» – «После демобилизации в 1948 году, три года вечерней школы». «Кем работали? На каких станках?» Я перечислил типы фрезерных станков, на которых пришлось поработать. Снова вопрос: «Какие приемы повышения производительности?» Я рассказал, что у меня был хороший мастер, приучил так организовывать работу, чтобы уже в 7.00 станок работал, снималась стружка. А ведь надо было подготовить к работе три станка, привезти заготовки. Резюме: «У Вас действительно хороший мастер!» А дальше разговор пошел о жизни. «Сколько зарабатываете, что у Вас с жильем, трудно ли …», – со мной беседовал старший товарищ, не ректор, не лектор. – «Нужно беречь время», – так завершился этот экзамен-беседа.

Этот тезис о времени он неоднократно излагал на лекциях – внимание на организацию рабочего места, на повышение производительности, станок должен работать 8 часов, а «машинное» время должно минимизироваться. Надо беречь время, значит время станка, ничего лишнего. «Идя в институт, Вы же выбираете самый короткий путь».

Лекции по резанию материалов были предельно насыщены, информативны и в то же время очень доходчивы. Иногда ему приходилось пропускать занятия. После первого пропуска лекции он извинился перед нами, студентами: «Быть руководителем, занимать высокий пост трудно. Вы все вскоре будете руководителями и поймете это. Но никогда не надо на это ссылаться как на причину пробелов. Полный курс я Вам прочитаю обязательно сам». Слово он сдержал, более того, с увлечением провел несколько лабораторных работ, что, наверное, не входило в его учебные обязанности.

…Нас учили замечательные профессора, доценты. И в этом – огромная заслуга М.Ф. Семко, сумевшего в короткий срок после воссоздания политехнического из различных вузов создать талантливый педагогический коллектив. Ф.К. Королев (мой декан), С.К. Дьяченко, Ю.В. Эпштейн, И.М. Рыженко, К.В. Ковалев – этот список можно было бы продолжить. Мы получили прекрасную подготовку, позволившую нам быстро найти и реализовать себя на производстве. В отделе главного технолога завода им. Шевченко, куда я был направлен на работу, дневное задание удавалось выполнить за полдня («Берегите время!»), после чего с разрешения руководителя мог ходить по цехам. Не исключением был мой быстрый рост: на девятом году – первый заместитель директора по производству после заместителя начальника цехов механического, сборочного, начальника производства, секретаря партийного комитета завода. Затем – директор технологического института Министерства общего машиностроения и, наконец, директор завода «Электроаппаратура». Министерство уделяло огромное внимание развитию заводов. Руководители предприятий собирались в Москве и спецрейсом облетали Киев, Харьков, Свердловск, Ижевск, Томск, Омск, Красноярск, Новосибирск – всюду, где были заводы министерства, где был полезный опыт, прогрессивные технологии и т. д. В одной из таких поездок в Ижевск министр Сергей Александрович Афанасьев остановился у огромного токарно-револьверного станка и, изменившись в лице, потребовал главного инженера. Не нашли. Потребовал директора отраслевого института Шеха, т. е. меня. Гнев министра вызвал медленный подвод суппорта (80 % холостой ход и лишь 20 % времени – резание). Я обратил внимание на конфигурацию кулачка.

– Виноват кулачок.

– А ты куда смотришь? Ты же директор технологического института!

– Не успел еще.

Последовало распоряжение об усилении ответственности института и руководителей завода за необоснованные потери времени на станках, за новые технологии.

В этот момент и позже много, много раз я вспоминал семковское «Берегите время!» Два больших человека – ректор и министр – одинаковый образ мышления, глубина понимания, воспитание ответственности, забота о прогрессе.

Вернусь в аудиторию, где слушал лекции Михаила Федоровича. Он всегда находил возможность подчеркнуть передовое, новое в металлообработке, приглашал новаторов производства для чтения лекций, убеждал нас в неисчерпаемости таланта наших людей, в том, что отечественные ученые и инженерный корпус страны – на пике научно-технической революции, и не надо искать пророка в чужом отечестве. Вспоминается тому интересное подтверждение. На совещании директоров в обкоме партии руководитель завода «ФЭД» рассказал об американской технологии изготовления мелкоразмерных валиков прокаткой в сочетании с бесцентровым шлифованием. Повышение производительности в 5–7 раз. В тот же день я вылетел в Москву, а вместе с директорами – в Ижевск. Там на мотозаводе увидел воочию ту же технологию, которую нам преподносили как американскую. «Не ищите пророков в чужом Отечестве» – снова на память пришел тезис Михаила Федоровича. Через полгода мы самостоятельно изготовили прокатные станы, довели производство валиков до 3 млн. штук в год, повышение производительности позволило высвободить станочников с 77 до 11 человек.

Хочу подчеркнуть, что наш завод, как и другие харьковские предприятия, в большой мере был укомплектован выпускниками Политехнического института. Поэтому те принципы, которые были заложены М.Ф. Семко в подготовку инженеров, в формирование их мировоззрения, реализовывались и на нашем заводе «Электроаппаратура». Сразу же после освобождения Харькова в августе 1943 г. в бывших немецких конюшнях на Ивановке было организовано производство приборов «слепой» посадки самолетов, а в годы следующих пятилеток – бортовой и наземной аппаратуры для нескольких типов баллистических ракет, в том числе «Тополь» дальностью полета до 10000 км. Первичную стоимость 1 млн. 200 тыс. руб. снизили до 450.000 руб. – такова количественная оценка инженерного творчества, прежде всего, выпускников ХПИ, работавших над созданием и изготовлением самой легкой, наименее трудоемкой и дешевой ракеты. Директор завода включен в список 300 руководителей, сыгравших наиболее видную роль в советском ракетостроении.

Время и опыт работы показали, что «беречь время», чему учил меня М.Ф. Семко, не так просто, но этот принцип помогал мне всегда и во всем. Наш завод каждые 5 лет увеличивал объемы производства в 2–3 раза. Этому способствовала система разработки и реализации мероприятий по новой технике и технологии, снижению расходов, улучшению технического уровня производства и его культуры на каждую неделю, на каждый месяц. На заводе строго выдерживались правила: «В 7.00 – закрывается проходная завода». «В 7.00 – снимается первая стружка». «В 7.00 – выполняется первая пайка» и т. д.

Но все знали, что такие темпы и качество обеспечат повышение зарплаты передовикам на 30–60 % в сравнении с остальными, будут улучшены жилищные условия, появятся льготные возможности для оздоровления работников завода и их детей и т. д.

Я всегда помнил, что важные и ответственные производственные дела не мешали М.Ф. Семко заниматься материальными условиями жизни и учебы студентов, что я впервые почувствовал на памятном для меня экзамене по резанию материалов, который принимал Михаил Федорович Семко – Личность незаурядная, оказавшая благотворное влияние на десятки тысяч людей. Я горд тем, что мне выпало быть одним из них.

А. Шех, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии, выпускник ХПИ 1956 года, участник Великой Отечественной войны

Разработка, поддержка и наполнение: лаборатория информационно-поисковых систем НТУ "ХПИ" © 2004 — 2021


Яндекс.Метрика

Дніпропетровський національний університет імені Олеся Гончара Національний університет цивільного захисту України Народная украинская академия Харківський національний автомобільно-дорожній університет Національний фармацевтичний університет Національний гірничий університет