Принцип – беречь время

[А. Шех, Герой Социалистического Труда]
#20-21 от 03.10.2006

После демобилизации, как инвалид Великой Отечественной войны, я возвратился в родной Харьков, работал, учился в вечерней школе и в 1951 году стал студентом политехнического, ректором которого в то время уже был Михаил Федорович. На дневном отделении училось немало бывших фронтовиков. Курс был достаточно взрослым.

На одной из первых лекций Михаил Федорович обратился к нам примерно с такими словами: «Вы поступили в высшее учебное заведение. У вас есть прекрасная возможность приобрести глубокие знания. Надо постараться. Запомните: ваше образование для вас бесплатное, а государству стоит дорого. Поэтому в будущем от вас нужна отдача. Берегите время. Вы создадите семьи, у вас вырастут дети. Они должны быть лучше вас. Люди – это главное богатство страны».

Экзамен по резанию материалов (этот курс читал Михаил Федорович) проходил в его кабинете на кафедре. Я готовился недолго, начал отвечать. По билету не очень много. Михаил Федорович подошел к столу, на котором были выставлены режущие инструменты, взял в руки фрезу и спросил: «Что это?». – «Черновая червячная фреза». – «Почему черновая?» – «Потому что двухзаходная». А дальше вопросы, точнее беседа пошла о другом: «Служили? Воевали?» (я был в гражданской одежде, без воинских знаков и наград) «Работали? Где? Сколько?» – «3 года!» «Когда успели?» – «После демобилизации в 1948 году, три года вечерней школы». «Кем работали? На каких станках?» Я перечислил типы фрезерных станков, на которых пришлось поработать. Снова вопрос: «Какие приемы повышения производительности?» Я рассказал, что у меня был хороший мастер, приучил так организовывать работу, чтобы уже в 7.00 станок работал, снималась стружка. А ведь надо было подготовить к работе три станка, привезти заготовки. Резюме: «У Вас действительно хороший мастер!» А дальше разговор пошел о жизни. «Сколько зарабатываете, что у Вас с жильем, трудно ли …», – со мной беседовал старший товарищ, не ректор, не лектор. – «Нужно беречь время», – так завершился этот экзамен-беседа.

Этот тезис о времени он неоднократно излагал на лекциях – внимание на организацию рабочего места, на повышение производительности, станок должен работать 8 часов, а «машинное» время должно минимизироваться. Надо беречь время, значит время станка, ничего лишнего. «Идя в институт, Вы же выбираете самый короткий путь».

Лекции по резанию материалов были предельно насыщены, информативны и в то же время очень доходчивы. Иногда ему приходилось пропускать занятия. После первого пропуска лекции он извинился перед нами, студентами: «Быть руководителем, занимать высокий пост трудно. Вы все вскоре будете руководителями и поймете это. Но никогда не надо на это ссылаться как на причину пробелов. Полный курс я Вам прочитаю обязательно сам». Слово он сдержал, более того, с увлечением провел несколько лабораторных работ, что, наверное, не входило в его учебные обязанности.

…Нас учили замечательные профессора, доценты. И в этом – огромная заслуга М.Ф. Семко, сумевшего в короткий срок после воссоздания политехнического из различных вузов создать талантливый педагогический коллектив. Ф.К. Королев (мой декан), С.К. Дьяченко, Ю.В. Эпштейн, И.М. Рыженко, К.В. Ковалев – этот список можно было бы продолжить. Мы получили прекрасную подготовку, позволившую нам быстро найти и реализовать себя на производстве. В отделе главного технолога завода им. Шевченко, куда я был направлен на работу, дневное задание удавалось выполнить за полдня («Берегите время!»), после чего с разрешения руководителя мог ходить по цехам. Не исключением был мой быстрый рост: на девятом году – первый заместитель директора по производству после заместителя начальника цехов механического, сборочного, начальника производства, секретаря партийного комитета завода. Затем – директор технологического института Министерства общего машиностроения и, наконец, директор завода «Электроаппаратура». Министерство уделяло огромное внимание развитию заводов. Руководители предприятий собирались в Москве и спецрейсом облетали Киев, Харьков, Свердловск, Ижевск, Томск, Омск, Красноярск, Новосибирск – всюду, где были заводы министерства, где был полезный опыт, прогрессивные технологии и т. д. В одной из таких поездок в Ижевск министр Сергей Александрович Афанасьев остановился у огромного токарно-револьверного станка и, изменившись в лице, потребовал главного инженера. Не нашли. Потребовал директора отраслевого института Шеха, т. е. меня. Гнев министра вызвал медленный подвод суппорта (80 % холостой ход и лишь 20 % времени – резание). Я обратил внимание на конфигурацию кулачка.

– Виноват кулачок.

– А ты куда смотришь? Ты же директор технологического института!

– Не успел еще.

Последовало распоряжение об усилении ответственности института и руководителей завода за необоснованные потери времени на станках, за новые технологии.

В этот момент и позже много, много раз я вспоминал семковское «Берегите время!» Два больших человека – ректор и министр – одинаковый образ мышления, глубина понимания, воспитание ответственности, забота о прогрессе.

Вернусь в аудиторию, где слушал лекции Михаила Федоровича. Он всегда находил возможность подчеркнуть передовое, новое в металлообработке, приглашал новаторов производства для чтения лекций, убеждал нас в неисчерпаемости таланта наших людей, в том, что отечественные ученые и инженерный корпус страны – на пике научно-технической революции, и не надо искать пророка в чужом отечестве. Вспоминается тому интересное подтверждение. На совещании директоров в обкоме партии руководитель завода «ФЭД» рассказал об американской технологии изготовления мелкоразмерных валиков прокаткой в сочетании с бесцентровым шлифованием. Повышение производительности в 5–7 раз. В тот же день я вылетел в Москву, а вместе с директорами – в Ижевск. Там на мотозаводе увидел воочию ту же технологию, которую нам преподносили как американскую. «Не ищите пророков в чужом Отечестве» – снова на память пришел тезис Михаила Федоровича. Через полгода мы самостоятельно изготовили прокатные станы, довели производство валиков до 3 млн. штук в год, повышение производительности позволило высвободить станочников с 77 до 11 человек.

Хочу подчеркнуть, что наш завод, как и другие харьковские предприятия, в большой мере был укомплектован выпускниками Политехнического института. Поэтому те принципы, которые были заложены М.Ф. Семко в подготовку инженеров, в формирование их мировоззрения, реализовывались и на нашем заводе «Электроаппаратура». Сразу же после освобождения Харькова в августе 1943 г. в бывших немецких конюшнях на Ивановке было организовано производство приборов «слепой» посадки самолетов, а в годы следующих пятилеток – бортовой и наземной аппаратуры для нескольких типов баллистических ракет, в том числе «Тополь» дальностью полета до 10000 км. Первичную стоимость 1 млн. 200 тыс. руб. снизили до 450.000 руб. – такова количественная оценка инженерного творчества, прежде всего, выпускников ХПИ, работавших над созданием и изготовлением самой легкой, наименее трудоемкой и дешевой ракеты. Директор завода включен в список 300 руководителей, сыгравших наиболее видную роль в советском ракетостроении.

Время и опыт работы показали, что «беречь время», чему учил меня М.Ф. Семко, не так просто, но этот принцип помогал мне всегда и во всем. Наш завод каждые 5 лет увеличивал объемы производства в 2–3 раза. Этому способствовала система разработки и реализации мероприятий по новой технике и технологии, снижению расходов, улучшению технического уровня производства и его культуры на каждую неделю, на каждый месяц. На заводе строго выдерживались правила: «В 7.00 – закрывается проходная завода». «В 7.00 – снимается первая стружка». «В 7.00 – выполняется первая пайка» и т. д.

Но все знали, что такие темпы и качество обеспечат повышение зарплаты передовикам на 30–60 % в сравнении с остальными, будут улучшены жилищные условия, появятся льготные возможности для оздоровления работников завода и их детей и т. д.

Я всегда помнил, что важные и ответственные производственные дела не мешали М.Ф. Семко заниматься материальными условиями жизни и учебы студентов, что я впервые почувствовал на памятном для меня экзамене по резанию материалов, который принимал Михаил Федорович Семко – Личность незаурядная, оказавшая благотворное влияние на десятки тысяч людей. Я горд тем, что мне выпало быть одним из них.

А. Шех, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии, выпускник ХПИ 1956 года, участник Великой Отечественной войны

Дніпропетровський національний університет імені Олеся Гончара Національний університет цивільного захисту України Народная украинская академия Харківський національний автомобільно-дорожній університет Національний фармацевтичний університет Національний гірничий університет