Твоя история, ХПИ
К 100-летию со дня рождения М.Ф. Семко
|
1 октября 2006 года исполнится 100 лет со дня рождения Михаила Фёдоровича Семко.
Время – неумолимый, неподкупный, свободный от конъюнктуры арбитр – высвечивает, в конце концов, все достоинства и недостатки любой знаменитости, каждой исторической личности. И мы рады сегодня тому, что такое испытание временем имя Михаила Фёдоровича Семко выдержало.
Родился он в простой крестьянской семье на Полтавщине, рано потерял отца, рано начал трудиться. В 1925 году по путевке комсомола был направлен на учебу в ХТИ. После отличного окончания института был оставлен в аспирантуре. Студент, аспирант, ассистент, доцент, профессор, доктор – вся жизнь, 54 года отданы одному институту. Поэтому в его трудовой книжке только одна запись: ХПИ.
Если исходить из образовательного «ценза», то Михаила Фёдоровича можно считать интеллигентом в первом поколении. Но если взять во внимание его природный дар, то можно с уверенностью говорить, что природа заложила в него мощный концентрат интеллигентности, той духовности, культурности, которые в глубинах души народной накапливались и выкристаллизовывались веками. Природа одарила его многогранным талантом.
Хочется сказать о нем, как о блестящем организаторе высшей школы, с которой была связана вся жизнь Михаила Фёдоровича. ХПИ многим обязан его умению привлечь к работе в нем талантливых педагогов и создать для них подходящие условия, постоянному вниманию к росту профессиональной подготовки всех преподавателей. А его стремление к обновлению содержания образования проявилось в той настойчивости и тщательности, с которой разрабатывались новые учебные планы и программы, открывалась подготовка инженеров по новейшим специальностям и специализациям.
И непреходящей заботой ректора было развитие материальной базы: от послевоенной разрухи до современных объёмов. В среде ректоров вузов Советского Союза Михаил Фёдорович был признанным профессионалом. Он – единственный ректор, получивший звание Героя Социалистического Труда за заслуги перед высшей школой.
Хочется сказать о Михаиле Фёдоровиче как о талантливом педагоге. Многие из работающих сегодня в университете слушали его блестящие лекции, сдавали ему экзамены, обучались в аспирантуре. Разные люди, кто с ним сталкивался, неизменно попадали в «биополе» его обаяния и оптимизма. С каким тактом он умел стимулировать развитие способностей каждого, строго дифференцировал требования, нагрузку, похвалу! Пожалуй, главной здесь была его ориентация на позитивное начало, на ту или иную способность, одарённость в каждом обучающемся.
Хочется сказать о Михаиле Фёдоровиче как о человеке, оставившем хорошо заметный след в науке о резании материалов. Ещё в начале 30-х годов его пионерские работы в области тепловых явлений и стойкости инструмента отличались новизной подхода и оригинальными научными выводами, обобщениями. Став руководителем кафедры, он в течение последующих 37 лет был истинным инициатором научных идей, остро улавливающим все тенденции развития науки о резании материалов, её отклики на запросы различных отраслей народного хозяйства. Он создаёт коллектив единомышленников, своеобразный ансамбль исследователей, основывает и руководит отраслевой и проблемной лабораторией. Сегодня мы с гордостью можем подчеркнуть, что в эпоху тоталитаризма научное творчество Михаила Фёдоровича отличалось широким демократизмом. Академики И.Н. Францевич и В.И. Трефилов высоко оценили безграничное доверие к молодёжи, ободряющее стимулирование её творческой инициативы, удивительную способность концентрировать коллективные усилия на разработке важнейших идей, непреклонную твёрдость, в отстаивании научных концепций, углублённое проникновение в физику процесса резания, непрерывное обращение к критерию истины – практике. Эти качества талантливого учёного явились, по их мнению, определяющими в становлении и усиленном развитии научной школы.
Хочется сказать о Михаиле Фёдоровиче как о человеке, органически приверженном идее интеграции научных сил, консолидации учёных различных регионов нашей страны, различных научных школ. Эта черта представляется особо важной в наше время, когда идеи дезинтеграции получают политическую возможность для реализации.
Хочется сказать о Михаиле Фёдоровиче как об убеждённом интернационалисте. Эти его качества проявились и тогда, когда врагов и друзей народа отличали по национальной принадлежности, и когда налаживались первые международные межвузовские связи. Ханой и Познань, Магдебург и София, Мишкольц и Лондон, Пекин и Прага – вузы этих городов стали побратимами ХПИ благодаря активной позиции ректора Семко, его личному участию в определении направлений сотрудничества, в непосредственных переговорах, в организации реализации договоров. Звание Почетного доктора Мишкольцского университета, Вьетнамский орден Дружбы и Болгарский орден Кирилла и Мефодия свидетельствуют о том, что эта сторона деятельности Михаила Фёдоровича получила должную оценку за рубежом.
Михаил Фёдорович до последнего мгновения любил жизнь во всех её проявлениях. Не все, наверное, знают о том, что место для спортивного лагеря в Алуште выбрано им, что именно он сформулировал требования к генеральному плану размещения лагеря, что он по праву разрезал ленточку при торжественном открытии лагеря.
Отметив своё 70-летие, Михаил Фёдорович спустя год поднялся на Бабуган-Яйлу – плоскогорье на вершинах гор над нашим лагерем. Надо было видеть, как он по-детски радовался синему небу, сверкающему далеко внизу морю, свежести альпийского луга, красным земляничным полянам…
Этими словами хочется открыть рубрику воспоминаний о Михаиле Фёдоровиче и пригласить тех, кто с ним работал, принять участие в подготовке к его юбилею.
А. Грабченко, профессор, доктор технических наук, зав. кафедрой «Интегрированные технологии в машиностроении»