На такой вопрос отвечали студенты факультета информатики и управления во время написания контрольной работы по курсу «Психология жизненного успеха». Этот курс вот уже третий год читают преподаватели кафедры «Педагогика и психология управления социальными системами» НТУ «ХПИ» на факультетах: экономическом, бизнес и финансы, электромашиностроительном и информатики и управления. По этому курсу в 2003 г. профессорами А.Г. Романовским и В.Е. Михайличенко издано учебно-методическое пособие «Философия достижения успеха». В связи с этим и курс, начиная с 2004 г., переименован соответствующим образом.
В нём рассматривается современное понимание успеха, анализируются его составляющие и факторы, влияющие на его достижение; показана роль мировоззрения в формировании внутреннего мира человека, использовании его полного потенциала; рассмотрены роль резервов психики и головного мозга в реализации возможностей человека; раскрыты основные пути и механизмы самореализации личности. В пособии изложена технология достижения успеха в процессе взаимодействия с другими людьми. В нём содержится множество техник нейро-лингвистического программирования и различных других практических рекомендаций по саморазвитию личности и её самосовершенствованию.
Авторам курса хотелось посмотреть на проблему глазами студента, а заодно получить обратную связь об актуальности и полезности курса для них. Ниже приведены отрывки из отдельных контрольных работ, по которым можно судить о том интересе, который данный курс вызвал у многих студентов:
«Прежде всего, я хочу сказать, что я «созрела» для таких вопросов. Чтение курса «Психология жизненного успеха» совпало с определёнными событиями, изменениями в моей жизни. Я стала членом молодёжного клуба нашего университета. Клуб существует около двух месяцев, и о нём пока мало кто знает. Подобралась компания ребят, которые хотят познать себя, свои сильные и слабые стороны, которые хотят разобраться во многом, в том числе и в вопросе достижения успеха. Лично у меня готовность работать осознанно в этом направлении появилась совсем недавно, когда нам стали преподавать этот курс. Таким образом, я получила толчок к саморазвитию, самопознанию и самосовершенствованию. Петляя тропинками, я, как мне кажется, вышла на дорогу, ведущую к успеху. Я осознанно начала над собой работать и, надеюсь, что иду к успеху». (Анна Асадская, ИФ-51а).
«Труд, на мой взгляд, - главная составляющая успеха. Упорный, целеустремлённый, созидательный труд помогает человеку реализоваться как личности и раскрыть свой потенциал. Поэтому для меня трудиться - одна из самых главных целей в жизни. Работать над собой, совершенствоваться как личность, добиваться высоких результатов в учёбе, в работе. Я это осознаю и пытаюсь воплотить в жизнь. Причём, принцип максимализма, как один из жизненных принципов, на мой взгляд, не даёт расслабиться и является огромным источником активности. Трудно давать себе оценку, своему поведению, насколько его вектор направлен в сторону достижения успеха. Я думаю, что время оценит». (Роман Павлов, ИФ-31в).
«В моём понимании успех - это вознаграждение за труды, за отдачу делу, за целеустремлённость и… в конце концов, за то, что мы такие хорошие сами по себе. Каждый заслуживает успеха. Причём, ровно настолько, насколько он своими действиями и усилиями себя к нему приблизил. Путь к успеху тернист, труден и иногда опасен. Но еcли твердо решить, что успех необходим так же, как воздух, то первый шаг к успеху будет уже сделан.
В успехе знания - это чёткий план действий, направленных на конечный результат. Я бы сказал, что это упорядоченные, направленные знания, которыми надо овладеть. И в этом нам может помочь курс «Психология жизненного успеха». (Павел Маринчев, ИФ-31а).
«Способом достижения успеха является эффективная деятельность человека, которая описывается следующей логической процессуальной цепочкой:
Проблема - Анализ - Цель - Задачи - Шаги к цели - Результат.
Суть алгоритма в том, что первые общие цели сменяются всё более четкими и конкретными. Стратегия и тактика их достижения изложена в прочитанном нам курсе. Время учёбы в институте - время активного поиска возможностей самореализации. Это время получения теоретической базы и практических навыков в определённой предметной области - в области компьютерных технологий. Их обретение - это путь к достижению успеха, и я работаю в этом направлении. (Н. Тихоновская, ИФ 31в).
«В достижении успеха всё зависит от того, как мы сочетаем нашу свободу с нашими обязанностями. Каждый человек в своей жизни должен ставить перед собой цель жизни, которая бы направила его энергию и помогла ему оптимально реализовать задуманное. В достижении успеха нам помогают маленькие цели, достигая которых, мы получаем радость удовлетворения и уверенность в себе. Их постановке мне помогла лекция по теме «Целенаправленное поведение», где изложены 12 шагов на пути достижения успеха, которые я постараюсь использовать в своей жизни». (Е. Дяченко, ИФ-31б).
«Но из чего рождается уверенность?», - спрашивает Охотенко Мария из группы ИФ-31д. И отвечает, ссылаясь на мнение Сергея Мамонтова, талантливого психолога и удачливого бизнесмена: «уверенность… рождается из знания, знания себя и своих возможностей. Вы уверены, потому что вы знаете. Уверенность рождается из понимания. Понимания того, что происходит вокруг и как действовать в конкретной ситуации. Вы уверены, потому что вы понимаете». Каждый человек должен стремиться выработать уверенность в себе. Как пишет Н. Хилл, известный специалист по проблемам успеха, «уверенный человек добивается задуманного. Сколько бы времени это не заняло и какой бы трудной ни оказалась задача». Поэтому я постараюсь теперь выработать в себе это качество».
«Несмотря на существенный отпечаток, который социум накладывает на достижение успеха человеком, всё же основная роль в этом процессе, как я понял из лекции «Саморазвитие и пути самоактуализации личности» принадлежит самой личности, её внутреннему миру. Это значит, прежде всего, определить для себя важнейшие жизненные ценности; научиться управлять своим поведением и активизировать свою психическую деятельность, а также стараться объективно оценивать свои положительные и отрицательные черты характера». (Е. Егоров, ИФ-61а).
«Успех, как я поняла из курса «Психология жизненного успеха», - это прежде всего результат тяжелого и кропотливого ежедневного труда, движение от исходной точки к конечной цели, состояние души, энергетика воли и веры в достижение желаемого. Мой путь к успеху только начинается. И в этом мне поможет самосовершенствование, интерес к работе, заветная цель и вера в её осуществление». (Татьяна Бабина, ИФ-41а).
«Стремление к успеху - один из важнейших мотивов человеческой деятельности. Из прослушанного курса я поняла, что всё зависит от нас самих: от того, какие мы есть и какими бы хотели стать; что умеем и чему желаем научиться; чем способны поделиться и на что при этом рассчитываем, стремимся ли быть признанными и понятыми.
Чтобы добиться цели, надо поверить в её осуществление и в себя. Вера - это выражение великой жизненной силы внутри нас, желание обладать всем хорошим - могущественная опора нашей воли. Оно создаёт душевное настроение, развивает веру, питает здоровое честолюбие». (Екатерина Русанова, ИФ-71).
«Отношение к жизни позитивно, когда мы контролируем себя, верим в себя, надеемся и с уверенностью ожидаем чего-то. Необходимо настраиваться на хорошие мысли и верить в то, что наши мысли материализуются и желанное становится реальностью. Я поняла из курса, что самоконтроль играет большую роль в достижении успеха. Для этого нужно иметь силу воли, уметь управлять своими мыслями, чувствами и поведением. И в этом направлении я буду над собой работать». (М. Толкунова, ИФ-31д).
«Я считаю, что каждый человек может достичь успеха, но в чём и в каком объеме - это зависит только от него. У каждого из нас свои возможности. «Побеждает в жизни тот, кто победил самого себя, кто победил свой страх, лень, неуверенность», - так писал Виктор Суворов. Если сильно стремиться к результату, то достигнешь его. Но только нужно действительно хотеть этого. Но и без терпения невозможно обойтись». (Елена Селиванова, ИФ-31г).
«Нельзя отчаиваться, падать духом, если тебя постигла неудача. Всегда необходимо верить в успех, быть оптимистом. Я считаю, что нужно смело идти вперёд, стремиться к цели, не обращая внимание на небольшие неудачи, которые могут иметь место. Необходимо настроиться на победу и всё получится. Я разбиваю весь путь к цели на маленькие цели и таким образом я шаг за шагом иду к главной цели» (Ольга Литовченко, ИФ-61б).
«Знание самого себя, поиск гармонии, справедливости, добра, любви - всё это образует непобедимую силу, в которую нужно поверить и обязательно обрести. Счастье - это когда человек счастлив, но счастлив не только сам, а вместе с другими людьми, которые тоже счастливы». (А.-Кованев, ИФ-51б).
Во время контрольной работы студенты отвечали также на второй вопрос: «Что вы делаете для достижения успеха?» Ответы на этот вопрос, зачастую, носили доверительный характер, и мы не считаем себя вправе цитировать многие из них. Большинство студентов говорили о том, что информация, полученная по курсу «Психология достижения успеха» была для них полезной, заставила задуматься о необходимости активизации работы в этом направлении, а некоторых не только начать процесс самопознания, но и самосовершенствования, а, следовательно, начать процесс движения к успеху.
Для оказания помощи студентам в этом авторами курса были предложены практические рекомендации по составлению «Я - концепций» и их использованию.
По этому поводу одна из студенток написала следующее: «Для того, чтобы достичь успеха в жизни я составила свою «Я - концепцию». Это оказало очень хорошее влияние на меня. Я лучше узнала себя и попыталась понять, что мне нужно от жизни и сформулировала свои цели. Я наметила «конечные пункты» работы над собой, а также задачи, связанные с профессиональным ростом. Я считаю, что самосовершенствование - это очень сложно. Требуется немало усилий, чтобы побороть свою лень, научиться быть более сдержанной и расчетливой. Но, если есть желание, будет и результат. Значит, надо побороться за будущее».