О газете | Архив номеров | Архив статей | Поиск      

Преподаватель в подготовке инженерно-технической элиты


[З. Черванева, профессор кафедры педагогики и психологии управления социальными системами]
#13-14 от 25.05.2004

Подготовкой инженерной элиты, т.е. специалистов, отвечающих требованиям времени, сочетающих в себе профессиональные знания с широкой эрудицией в непрофессиональной сфере, занимаются, прежде всего, преподаватели, участвующие в учебном процессе. И в этой связи они сами должны содержать в себе все те качества, которые хотят воплотить в обучаемом, быть на уровне. А чтобы отвечать этим требованиям, нужна специальная подготовка в области педагогической деятельности. Все ли преподаватели имеют ее?

Хорошо известно, что подавляющее большинство преподавателей технических вузов, в том числе, и нашего, не имеют специальной педагогической подготовки. У преподавателей, прежде всего молодых, порой отсутствует четкое представление о структуре педагогической деятельности, они не задумываются о том, из чего складывается педагогическое мастерство, зависит успех обучения и их собственной педагогической деятельности. Можно блестяще знать свой предмет и быть посредственным преподавателем. В работе же некоторых преподавателей доминирует принцип: "буду знать свой предмет - сумею преподать". Однако, анализ представлений наших студентов-магистров, полученных в ходе исследований кафедрой педагогики и психологии управления социальными системами, свидетельствует о том, что, к сожалению, сегодня имеют место недостатки и просчеты в методической деятельности преподавателей нашего университета, которые существенно снижают качество обучения. Студентами отмечается неспособность отдельных преподавателей вызвать интерес к своему выступлению, убедить в важности излагаемого материала, удержать внимание аудитории на все время выступления, установить контакт с ней. И это при хорошем знании излагаемого материала! Здесь все дело именно в методике его преподнесения: сухое, монотонное, бесстрастное повествование, не способное увлечь, "зажечь", вдохновить, активизировать творческое мышление обучаемых.

Процесс преподавания можно представить как непрерывно развивающуюся систему педагогических действий преподавателя, заключающихся в воспитании, в постоянном общении со студентами. Преподаватель - уникальная по своей значимости фигура для студента. "Успешный преподаватель, - как отмечает одна из студенток, - должен обладать следующими качествами: иметь отличные знания в избранной области науки; большой опыт практической работы; желание передавать знания и опыт студентам; уметь это делать". Он должен быть предельно внимательным, чутким, справедливым, добрым, оптимистичным. Преподаватель призван сохранять душевное равновесие даже при различных неблагоприятных условиях жизни, быть уравновешенным и толерантным. Образно говоря, преподаватель должен уподабливаться хрустально-прозрачному, чистому стеклу, через которое студент смотрит на жизнь. Всегда ли мы, преподаватели, отвечаем этим требованиям? Ведь не секрет, что иногда, например, мы несем свое плохое настроение в аудиторию, "выплескиваем" его на студентов. Порой наше хмурое лицо способно настраивать наших наиболее чувствительных и ранимых студентов на пессимистическое восприятие окружающего. Да, конечно, в настоящее время роль преподавателя и отношение к нему изменились. Он уже не является, как в былые времена, в силу известных объективных причин, эталоном во многих аспектах жизни, однако, по-прежнему важными, значимыми и ценимыми молодым поколением качествами является интеллигентность, культура преподавателя, его человечность и доброта.

Нам необходимо знать, что студентам малопривлекательными кажутся преподаватели, считающие позволительным полностью зачитывать написанный текст, буквально не отрывая глаз от бумаги, допускающие речевые погрешности, плохую дикцию, неправильные манеры, жестикуляцию и пр., в том числе, и недопустимые. Им импонируют преподаватели, увлеченные своим предметом, объективно оценивающие достоинства студента; умеющие в сложных ситуациях разрядить обстановку шуткой; способные сочувствовать и сопереживать; внимательные, тонкие и чуткие, проявляющие доверие и человечность, умеющие эффективно взаимодействовать со студентами.

Что касается взаимодействия, взаимоотношений и их стилей, то студенты на одно из первых мест ставят "ровное, одинаково объективное отношение" к ним. Они очень чувствительны к проявлениям несправедливости преподавателя, ко всем его действиям. Каждое из них вызывает соответствующий отклик в их сознании и откладывает определенный отпечаток на поведение. Если студенты чувствуют несправедливое и недоброжелательное отношение к себе, т.е., если преподаватель относится необъективно (необоснованно выставляет заниженные оценки, каким-либо другим образом ущемляет интересы студента), то это глубоко ранит его, вносит в его духовный мир смятение, нарушая подчас гармонию личности, ведет к негативным проявлениям и усложняет отношения, что в свою очередь ослабляет мотивацию обучаемого к познанию, изучению того или иного предмета. Истинный преподаватель, по мнению студентов, должен сочетать в себе требовательность и принципиальность с уважительным отношением к ним и обязательным чувством такта. "Я знаю на своем опыте, что одно резкое высказывание преподавателя запоминается на долгие годы, потому что даже самый некомпетентный преподаватель по отношению к самому недобросовестному студенту всегда остается авторитетом. Тактичность и чуткость я считаю очень важными качествами преподавателя. Часто бывает так, что преподаватель выдает какое-то задание, курсовую или реферат. Студент выполняет задание, как говорится, вложив в него душу; он переработал гору литературы, сделал, на его взгляд, хороший анализ и правильные выводы. А преподаватель, бегло пролистав работу и не вникнув в суть, а, может быть, с высоты своего опыта и знаний просто не оценив ее, одним бестактным словом обрубает студенту крылья". Именно отрицательные, антипедагогические действия такого преподавателя вызывают антипатию, как указывают студенты, к нему и его предмету. Соответственно отношение преподавателя к студентам должно быть строгим и требовательным и вместе с тем справедливым. Студенты чаще и дольше (как они утверждают) ценят и помнят именно такого преподавателя.

Объективное, справедливое отношение преподавателя формирует, воспитывает у студента чувство собственного достоинства, величие духа, наличие которых способствует развитию его творческой самостоятельности, созидательной устремленности и, напротив, угнетение чувства собственного достоинства ведет к бесхарактерности, бездумной уступчивости и покорности.

Незнание психологии, отсутствие педагогической подготовки приводит порой к тому, что преподаватели не учитывают типологические особенности нервной системы студентов, их темперамента. Бывают случаи, когда студент (флегматик, например) соображает медленно, но мысль его течет по правильному руслу, продуктивно и в итоге он приходит к верным выводам. Преподаватель же, склонный усматривать в медлительности рассуждений студента отсутствие знаний, или еще хуже, неразвитость ума, нетерпеливо обрывает его, гасит мысль и в итоге несправедливо выставляет низкую оценку. Такие ошибки преподавателя могут нанести серьезный нравственный урон обучаемому. Само ведь наличие замедленного или быстрого темпа реакции, мышления и ответа никак не определяют уровень знаний студента. Преподавателю следует знать об этом, как и о многих других положениях, непосредственно связанных со знанием психологии. И только когда каждый преподаватель будет блестяще знать не только свой предмет, но и опираться в своей педагогической деятельности на знания педагогики и психологии, он может услышать в свой адрес такие же слова одного из наших студентов, высоко оценивающего некоторых преподавателей своего факультета: "Современное видение мира, колоссальные знания и опыт превращают каждую лекцию этих преподавателей в некий уникальный урок, своеобразный эталон, на который нужно равняться всем другим преподавателям". Не правда ли, каждому из нас хотелось бы услышать такую оценку своего труда!

Что же необходимо сделать, чтобы начинающий (и не только) преподаватель, отправляясь в свободное плавание в пространстве педагогической деятельности, мог видеть все извилины, все подводные течения и камни ее, преодолевать бурные потоки и, устремляясь вместе с ними ввысь, видеть удивленные и восхищенные, благодарные глаза студентов? Ответ прост: для начала ввести хотя бы кандидатский экзамен по психологии и педагогике для всех аспирантов - будущих преподавателей. Знания, полученные при этом, будут, несомненно, способствовать эффективной преподавательской деятельности. Кроме этого, необходимо сознательное, ответственное, творческое отношение к педагогической работе, наличие больших внутренних сил, способность глубоко мыслить и чувствовать, постоянно работать над собой, самосовершенствоваться. Чтобы активизировать, "зажигать" студентов своим вдохновением, преподавателю необходимо постоянно трудиться и растапливать "печку творчества" самим собой, ибо только в ежечасном "самосгорании" обретаются новые силы и результат.

Разработка, поддержка и наполнение: лаборатория информационно-поисковых систем НТУ "ХПИ" © 2004 — 2021


Яндекс.Метрика

Дніпропетровський національний університет імені Олеся Гончара Національний університет цивільного захисту України Народная украинская академия Харківський національний автомобільно-дорожній університет Національний фармацевтичний університет Національний гірничий університет