Современная логика изучает не только понятия, суждения, законы, категории,
которые представляют научный интерес для логиков, философов, лингвистов,
семантиков и др. специалистов в области мышления. Арсенал логических средств
рассуждения широко используется для исследования понятий, имеющих не только
узкопрофессиональное, но и общенаучное значение в системе общечеловеческой
культуры. К таким понятиям можно отнести: "значимость", "доказательство", смысл
высказывания и терма "интерпретация", "семантическая информация", "нейролингвистическое
программирование", "парадокс", "алгоритм" и т.д...
...К числу понятий, имеющих общенаучное и общекультурное значение, следует
отнести и понятие вопроса. Его исследование и постоянное (перманентное)
уточнение интересно как с теоретико-познавательной точки зрения, так и с точки
зрения его использования в прикладных целях. Такой подход детерминирован тем,
что диалоговые и вообще вопросно-ответные информационные системы (эротетический
комплекс - от гр. Еrotetiko - в форме вопроса или интеррогативный - от лат.
Interrogativus - вопросительный) формализуют вопросно-ответные отношения, а если
так, то качество и эффективность этих систем зависят от перечня возможных
вопросов...
...Ныне трудно себе представить ту или иную сферу интеллектуального общения,
в которой отсутствовала бы интеррогативная логика, где бы ни ценился корректный
вопрос, а также исчерпывающий и изящный ответ на него...
Кант, с присущим ему изяществом мысли, утверждал, что умение логически
правильно построить разумный вопрос является признаком высокого ума и
проницательности. И действительно: как сформулирован вопрос, таков будет и ответ
на него. Существует миф, который продуцирует для большинства людей журдэновские
ощущения об умении ими задавать вопросы и отвечать на них (подобно тому, как
мольеровский герой говорил прозой). Но это ощущение преходящее, ибо попытка без
рекомендаций эротетической логики построить вопросно-ответные предикаты для
соответствующих типов вопросов приведет к ощутимым трудностям, как в научном,
так и в светском и нравственном отношениях. Целью вопроса является потребность
уменьшить энтропию или меру неупорядоченности информации по конкретной проблеме,
возникшей в диалогическом общении; вопрос позволяет оперативно, корректно или
провокационно осуществлять контроль над фактической аргументацией оппонента. А
иногда бывает так, что вопрос помогает спрашивающему расширить поле аргументов
для его последующей критики его же аргументами.
Поэтому представители гуманитарно-технической элиты должны владеть
эротетической культурой, как одним из важных элементов эмпатического общения;
последнее имеет существенное значение в управленческой культуре...
Замечания, как элемент эротетической культуры, имеют логико-психологический
характер, а поэтому, если мы хотим достичь успеха в эротетическом диалоге, они
не должны быть предубедительными, ироническими (язвительными),
субъективистскими, "победоносными", во что бы то ни стало одержать победу.
Звучит парадоксально, но победу еще никто не одержал в диалоге, но врагов нажили
многие. И все потому, что целевая установка диалогического общения "заякорилась"
на выигрыш, в то время, как истинное эротетико-эмпатическое общение дает
установку на выигрыш двух сторон одновременно. Именно в этом кроется ценность в
овладении вопросно-ответным искусством общения; достижения подлинного
синергетического состояния. Конфуций считал это "средним путем". Однако
"средний" не означает "компромиссный", а "более высокий", подобно вершине
пирамиды...
...Методика использования тех или иных вопросов определяется выбором
стратегии и тактики диалога, а также логическими, психологическими или
нравственными и даже эстетическими средствами его контроля. Например, если мы
поставили стратегическую цель - бесконфликтный диалог в форме беседы, то и
характер вопросов и ответов будет адекватен поставленной цели. Наши вопросы
будут содержать искреннее и открытое желание получить дополнительную информацию
для устранения неопределенности. С другой стороны, такая психологическая
откровенность и логика открытых вопросов, в свою очередь, стимулируют участников
диалога к творческой эмпатии, обеспечивают более глубокое осмысление новых
знаний и поддерживают атмосферу радостного вожделения, не позволяющего этому
диалогическому процессу прекращаться. В такой аудитории молниеносно создается
синергетическая сплоченность, позволяющая открывать новые миры, новые горизонты,
новые парадигмы со многими альтернативными решениями...
Фрагменты из статьи "Эротетическая культура как элемент профессионализма в
системе управления", опубликованной в журнале "Теория и практика управления
социальными системами: философия, психология, социология", №.2, 2004 г.