О газете | Архив номеров | Архив статей | Поиск      

Открывать новые миры


[Профессор C. Пазынич.]
#13-14 от 25.05.2004

Современная логика изучает не только понятия, суждения, законы, категории, которые представляют научный интерес для логиков, философов, лингвистов, семантиков и др. специалистов в области мышления. Арсенал логических средств рассуждения широко используется для исследования понятий, имеющих не только узкопрофессиональное, но и общенаучное значение в системе общечеловеческой культуры. К таким понятиям можно отнести: "значимость", "доказательство", смысл высказывания и терма "интерпретация", "семантическая информация", "нейролингвистическое программирование", "парадокс", "алгоритм" и т.д...

...К числу понятий, имеющих общенаучное и общекультурное значение, следует отнести и понятие вопроса. Его исследование и постоянное (перманентное) уточнение интересно как с теоретико-познавательной точки зрения, так и с точки зрения его использования в прикладных целях. Такой подход детерминирован тем, что диалоговые и вообще вопросно-ответные информационные системы (эротетический комплекс - от гр. Еrotetiko - в форме вопроса или интеррогативный - от лат. Interrogativus - вопросительный) формализуют вопросно-ответные отношения, а если так, то качество и эффективность этих систем зависят от перечня возможных вопросов...

...Ныне трудно себе представить ту или иную сферу интеллектуального общения, в которой отсутствовала бы интеррогативная логика, где бы ни ценился корректный вопрос, а также исчерпывающий и изящный ответ на него...

Кант, с присущим ему изяществом мысли, утверждал, что умение логически правильно построить разумный вопрос является признаком высокого ума и проницательности. И действительно: как сформулирован вопрос, таков будет и ответ на него. Существует миф, который продуцирует для большинства людей журдэновские ощущения об умении ими задавать вопросы и отвечать на них (подобно тому, как мольеровский герой говорил прозой). Но это ощущение преходящее, ибо попытка без рекомендаций эротетической логики построить вопросно-ответные предикаты для соответствующих типов вопросов приведет к ощутимым трудностям, как в научном, так и в светском и нравственном отношениях. Целью вопроса является потребность уменьшить энтропию или меру неупорядоченности информации по конкретной проблеме, возникшей в диалогическом общении; вопрос позволяет оперативно, корректно или провокационно осуществлять контроль над фактической аргументацией оппонента. А иногда бывает так, что вопрос помогает спрашивающему расширить поле аргументов для его последующей критики его же аргументами.

Поэтому представители гуманитарно-технической элиты должны владеть эротетической культурой, как одним из важных элементов эмпатического общения; последнее имеет существенное значение в управленческой культуре...

Замечания, как элемент эротетической культуры, имеют логико-психологический характер, а поэтому, если мы хотим достичь успеха в эротетическом диалоге, они не должны быть предубедительными, ироническими (язвительными), субъективистскими, "победоносными", во что бы то ни стало одержать победу. Звучит парадоксально, но победу еще никто не одержал в диалоге, но врагов нажили многие. И все потому, что целевая установка диалогического общения "заякорилась" на выигрыш, в то время, как истинное эротетико-эмпатическое общение дает установку на выигрыш двух сторон одновременно. Именно в этом кроется ценность в овладении вопросно-ответным искусством общения; достижения подлинного синергетического состояния. Конфуций считал это "средним путем". Однако "средний" не означает "компромиссный", а "более высокий", подобно вершине пирамиды...

...Методика использования тех или иных вопросов определяется выбором стратегии и тактики диалога, а также логическими, психологическими или нравственными и даже эстетическими средствами его контроля. Например, если мы поставили стратегическую цель - бесконфликтный диалог в форме беседы, то и характер вопросов и ответов будет адекватен поставленной цели. Наши вопросы будут содержать искреннее и открытое желание получить дополнительную информацию для устранения неопределенности. С другой стороны, такая психологическая откровенность и логика открытых вопросов, в свою очередь, стимулируют участников диалога к творческой эмпатии, обеспечивают более глубокое осмысление новых знаний и поддерживают атмосферу радостного вожделения, не позволяющего этому диалогическому процессу прекращаться. В такой аудитории молниеносно создается синергетическая сплоченность, позволяющая открывать новые миры, новые горизонты, новые парадигмы со многими альтернативными решениями...

Фрагменты из статьи "Эротетическая культура как элемент профессионализма в системе управления", опубликованной в журнале "Теория и практика управления социальными системами: философия, психология, социология", №.2, 2004 г.

Разработка, поддержка и наполнение: лаборатория информационно-поисковых систем НТУ "ХПИ" © 2004 — 2021


Яндекс.Метрика

Дніпропетровський національний університет імені Олеся Гончара Національний університет цивільного захисту України Народная украинская академия Харківський національний автомобільно-дорожній університет Національний фармацевтичний університет Національний гірничий університет