|
Осенью 1985 года (33 года тому назад!) коллектив Харьковского политехнического института отмечал свой вековой юбилей. К этой дате была проведена огромная работа, в которой активно участвовал буквально каждый член многочисленного коллектива ХПИ. При этом целью было не только подведение итогов прошлого. Надо было (проанализировав и подытожив прожитое вузом) сформулировать и поставить цели и задачи на будущее, уже в новых условиях.
Важной, плодотворной и результативной работой коллектива института было международное сотрудничество и подготовка высококвалифицированных специалистов для зарубежных стран.
В этой статье рассматривается только один аспект этой многогранной работы – система подготовки иностранных специалистов.
В 1985 году в вузе обучалось около 1000 юношей и девушек из 63 государств мира. Они учились и жили в общежитиях вместе со студентами – гражданами Украины и других республик Советского Союза.
Конечно, студенты – граждане зарубежных стран, особенно на первых курсах, нуждались в помощи, советах и поддержке старших наставников. В эту работу были вовлечены кураторы групп из числа преподавателей института, заместители деканов факультетов по работе с иностранными студентами, деканат по работе с иностранными учащимися.
При этом с учетом географии и особенностей стран, откуда прибыли студенты, накапливался богатейший и многогранный опыт работы с ними. Для обмена этим опытом, с целью совершенствования работы, в институте регулярно (раз в 3–4 года) проводились конференции преподавателей. Они проходили в два этапа: пленарное заседание и работа секций по направлениям подготовки специалистов (машиностроение, специальности электротехнического профиля, химическая технология).
Актуальные текущие и вопросы перспективного развития рассматривались на ежемесячных заседаниях Совета по работе с иностранными учащимися, который возглавлял ректор института.
Выпускники института в беседах и своих письмах с огромной теплотой и благодарностью вспоминали зав. кафедрами профессоров В. И. Атрощенко, В. П. Аврамова, Д. Я. Алексапольского, А. И. Грабченко, С. Н. Терентьева, Б. Н. Тютюнникова, А. Ф. Шеховцова, доцентов Ф. А. Домнина, И. Б. Кричевского, кураторов групп и преподавателей: профессора М. А. Любчика, доцентов В. Е. Ефимовского, Ю. П. Редько, А. С. Цеслинского, П. Л. Цимбала; заместителей деканов факультетов по работе с иностранными студентами: А. Г. Белую (Э ф-т), А. Г. Гринченко (АП ф-т), Ю. Г. Дрикера (АП ф-т), А. Н. Онищенко (МШ ф-т), Н. М. Ушакову (Н ф-т), и др.; деканов по работе с иностранными студентами доцентов Г. А. Геродеса, О. И. Серховца, Г. Н. Азарова.
Обучение происходило на русском языке, который изучался в течение 10 месяцев на Подготовительном факультете и затем совершенствовался на кафедре русского языка основных факультетов. В разное время кафедру возглавляли П. И. Кузнецов, Т. Г. Кечиян. Ее преподаватели В. И. Белохвостикова, П. А. Бессарабов, Н. Г. Зархина, Е. И. Васильев, М. И. Дружинина, К. А. Лесникова, Г. Н. Маршева, Н. И. Никулина, Э. Г. Пенькова, Г. Н. Полницкая, К. П. Черняева и др. помимо преподавания языка были активно вовлечены в организационную работу по воспитанию юношей и девушек.
Вопросами улучшения быта студентов активно занималась профсоюзная организация студентов, а в подборе и работе со студентами – гражданами Советского Союза, проживавшими вместе с иностранцами, помощью иностранным студентам при их желании потрудиться в студенческих строительных отрядах ведущую роль играла молодежная организация вуза – комсомол.
Понимая, что после 6-летнего пребывания в Советском Союзе и возвращения на родину, земляки вернувшегося специалиста будут активно интересоваться страной, давшей образование их соотечественнику, руководство института разработало и утвердило научно обоснованный 5-летний план ознакомления иностранных учащихся со страной пребывания. Он включал ознакомление с Харьковом, экскурсии в другие города Советского Союза (Баку, Волгоград, Ленинград, Минск, Одесса, Рига, Ташкент и др.), знакомство с промышленными предприятиями, сельским хозяйством, организацией науки, с огромным культурным наследием и культурной жизнью страны.
Раз в месяц в общежитиях проходили встречи проректора института с иностранными студентами. Помимо решения текущих накопившихся вопросов, им давалась информация о важных событиях в стране и за рубежом. Часто с такими лекциями выступал блестящий ученый и преподаватель проф. М. М. Гуревичев.
Однажды, во время такой встречи в общежитии ББК, мне сообщили, что пришла первый секретарь Киевского райкома КПУ Е. Л. Уварова. В разговоре со мной она изъявила желание присутствовать на этом собрании. Я спросил: «Евгения Лаврентьевна, если Вы войдете в аудиторию, как первый секретарь райкома, я обязан прервать ведущего, представить Вас аудитории и пригласить в президиум».
Евгения Лаврентьевна была ярким, интеллектуально богатым человеком, ученым с научной степенью кандидата наук и званием доцента. Зная это, я продолжил: «Но если Вы захотите посетить наше собрание в качестве доцента, то я Вас посажу в седьмом ряду в самую гущу студентов, где Вы ощутите атмосферу аудитории». Ответ был: «Второй вариант меня больше устраивает».
После этого собрания у нас состоялся интереснейший обмен мнениями. Вот с такими блестящими, самобытными руководителями и учеными нам посчастливилось работать и общаться.
Иностранные студенты объединялись в землячества. Сейчас это забытая форма работы. Но в своё время эти общественные организации, объединяющие студентов, прибывших из одной страны, играли важную роль в воспитании студентов-земляков. Землячества Ирака, Нигерии, Кореи, Алжира, Кубы, Монголии насчитывали от 15 до 30 студентов, Венгрии, Польши, Германии – от 50 до 70, Болгарии – 89, а землячество Вьетнама объединяло 150 своих граждан. Эта организационная форма работы была эффективным инструментом в постоянном контроле обучения и воспитания студентов, напоминающим, что главная задача пребывания в вузе – получение глубоких знаний по специальности.
В то время ХПИ резко набирал обороты в подготовке специалистов для иностранных государств, число студентов, аспирантов и стран, откуда они прибывали, неуклонно росло. Жизнь ставила принципиально новые задачи в управлении процессом их обучения и воспитания.
В ответ на требования времени родилась идея создать программно-комплексную систему управления обучением и воспитанием иностранных студентов, которую мы назвали «Интервуз».
Перед системой ставилась задача создания базы данных на весь контингент иностранных студентов, включающей полную информацию о каждом из них, в том числе посещаемость, текущую успеваемость и экзаменационные оценки за весь период обучения. При этом необходимыми условиями были гибкость системы, возможность поиска, обобщения и анализа информации по интересующим вопросам (например, сравнение успеваемости по землячествам, курсам и факультетам, возможность анализа усвоения преподаваемого материала у примерно одинакового уровня подготовки студентов, что напрямую связано с качеством преподавания, и т. д.).
С претворением в жизнь идеи создания системы «Интервуз» блестяще справились преподаватели кафедры естественных наук Подготовительного факультета к. т. н. Б. К. Лопатченко и Е. А. Шеломов (см. газету «Политехник» №11–12 от 15 мая 2013 г.)
Об уровне и значимости этой разработки говорит тот факт, что система была одним из экспонатов выставки достижений ХПИ, приуроченной к 100-летию вуза, в Москве на ВДНХ (Выставка Достижений Народного Хозяйства СССР) и это был единственный стенд, который посетил заместитель Министра высшего и среднего специального образования СССР Н. Н. Софинский вместе с заведующим департаментом по обучению иностранных студентов А. Е. Голубевым.
Систему «Интервуз» принял в эксплуатацию заместитель декана по учебной работе с иностранными студентами доцент И. И. Сукачев, и она служит (о чём мне было приятно узнать) родному университету до сих пор. Иван Иванович – легендарная личность. Его с теплотой вспоминают наши выпускники в 83-х странах мира. Он проработал на посту заместителя декана 37 лет. Но абсолютным рекордсменом по продолжительности работы на посту заместителя декана факультета по работе с иностранными учащимися является Анатолий Николаевич Онищенко, проработавший в этой должности 46 (!) лет с1972 года.
Одним из основополагающих принципов системы работы с иностранными студентами являлся всесторонний учет специфики будущей их трудовой деятельности у себя на родине. Эффективнее всего рассматривались эти аспекты в рамках спецкурсов, в которых были созданы специальные разделы, отражавшие особенности экономики тех или иных стран, или готовились учебные пособия. Как пример, приведу, написанное доцентами В. А. Кравцом и А. Я. Шпильбергом, учебное пособие «Зарубежные ЭВМ» Киев: УМКВС, 1989 – 216 с.
В качестве примера результативности созданной системы можно привести тот факт, что в 1984 году 83% дипломных проектов учитывали специфику будущей работы выпускников из Болгарии, Кубы, Бангладеш, Ливана, Нигерии, Бенина, Перу и др.
Не менее яркий пример – история студента из Непала Шрестхи Раджа Дасса, который выполнял курсовую и дипломную работы по теме производства цемента на основе сырья, имеющегося в стране. По возвращению на родину выпускник продолжал заниматься острой для Непала проблемой производства вяжущих материалов из местного сырья. По технологии, разработанной им, работали (я уверен – и сейчас работают) целый ряд заводов, изготавливающие дешевые и высококачественные вяжущие материалы, решая важную государственную проблему. О его успехах (о чем он писал нам) не раз сообщалось в прессе, по радио и телевидению. Правительством Непала была дана высокая оценка его деятельности. Признанием заслуг Шрестхи Раджа явилось присуждение ему Государственной премии Непала.
Накопленный опыт коллектива преподавателей института в этом направлении был обобщён в статье профессора А. В. Бойко, доцентов Г. А. Геродеса и В. Б. Клепикова «С учетом специфики будущей работы», опубликованной в журнале «Вестник высшей школы», Москва, 1985, №3, с. 40–41.
Особое внимание мы уделяли заключительному периоду обучения иностранных учащихся. Это важный и волнующий для каждого человека период жизни: завершение обучения, защита дипломного проекта, завершение пребывания в стране и вузе, давшем путевку в дальнейшую жизнь. Выпуск специалистов из числа иностранных студентов всегда готовился задолго и сопровождался целым рядом мероприятий: напутствие на выпускающих кафедрах, выпуск специального номера институтской газеты, посвященная этому событию публикация в областной газете, специальная передача по телевидению с участием молодых специалистов-иностранцев, теплые встречи с ректором института. Завершающим аккордом был заключительный вечер в танцевальном зале Дворца студентов с накрытыми столами и концертом художественной самодеятельности и, наконец, памятная совместная фотография всех студентов-выпускников, ректора, деканов и зам. деканов, преподавателей (снимок вверху).
С завершением обучения институт старался не терять связи со своими выпускниками. Обменивались письмами, поздравлениями по случаю государственных праздников, по просьбе направляли учебную и научную литературу по специальности, приглашали на юбилейные встречи выпускников и т. д. Многие из тех, кто учился у нас, занимали важные государственные посты, играли видную роль у себя на родине. Вот несколько примеров, взятых из писем бывших наших студентов: Лурек Мохамед – главный инженер по строительству ЛЭП Национальной компании энергетики и газа (Алжир), Иордан Цветанов – заместитель Министра машиностроения и металлургии (Болгария), Саване Мамаду – главный специалист министерства планирования (Гвинея), Хоанг Дык Нги и Хоанг Ван Хоанг – заместитель Министра и ректор Хошиминского политехнического института (Вьетнам), Кунку Жакоб – начальник управления министерства энергетики (Конго), Одама Конатэ – заведующий отделом науки и образования Национального Департамента Промышленности (Мали).
Огромная работа коллектива преподавателей института приносила свои плоды. В многочисленных письмах выпускники с теплотой и благодарностью вспоминали время пребывания в нашей стране и в стенах ХПИ. Их невозможно было читать без волнения. Тогда родилась идея, которая воплотилась в жизнь изданием книги «Навсегда в моем сердце» /А. В. Бойко, Н. Ф. Киркач, Е. Л. Ховрин/, Харьков, изд-во «Прапор»,1986 г., 144 с.
Конечно, сегодня, после распада СССР, некоторые пассажи в этой книге вызывают ироническую улыбку. Но тот факт, что в основу этой книги легли выдержки из писем наших выпускников с трогательной благодарностью преподавателям и сотрудникам вуза, где прошло их становление как специалиста, не может не вызывать чувства гордости за прекрасный коллектив университета.
Вот такой накопленный положительный опыт работы по подготовке иностранных специалистов в институте и послужил основанием предоставить слово по этой тематике ректору института профессору Н. Ф. Киркачу на одном из Пленумов Центрального Комитета КПУ. Выступление с такой трибуны означало признание заслуг коллектива ХПИ в рассматриваемой сфере деятельности.
В заключение хочу привести отрывок из интервью 1975 г. выпускника нашего института Казимежа Ревковского, в то время директора Варшавского экскаваторного завода, корреспонденту журнала «Польша».
– Харьков вспоминаете?
– Вы не так поставили вопрос. Я им живу. Он дал мне знания, характер, друзей, цель жизни.
Что может быть выше такой оценки работы коллектива преподавателей и сотрудников НТУ «ХПИ»!
Профессор Анатолий Бойко, проректор ХПИ по учебной работе и международным связям в 1972–1985 гг.
Ноябрь 2018 г.