От имени более чем тридцатитысячного коллектива студентов, сотрудников и профессорско-преподавательского состава Национального технического университета "Харьковский политехнический институт" сердечно приветствую участников и гостей международной научной конференции "Гуманитарно-техническая элита и управление большими социальными системами"!
Считаю, что сама Концепция формирования национальной гумантарно-технической и управленческой элиты, сформулированная учеными нашего университета, представляет собой заметный вклад в развитие педагогической теории и практики отечественной высшей школы. Она стала своевременной реакцией системы образования на принципиально новую общественно-политическую, социально-экономическую и духовно-культурную ситуацию, сложившуюся в нашей стране и в той или иной мере переживаемую многими государствами на всем постсоциалистическом пространстве.
Для успешного преодоления кризиса, обеспечения экономического и духовного возрождения Украина остро нуждается в новой профессиональной и управленческой элите. По нашему убеждению, ее должны составлять высококвалифицированные специалисты в конкретной сфере деятельности, люди с высокими нравственными принципами и убеждениями. Существенное повышение роли личностного фактора в обеспечении желаемой эффективности общественного производства обусловливает также необходимость в специальной психолого-педагогической и управленческой подготовке инженеров. Ведь у нас традиционно до 80 % руководителей, причем не только в промышленности, но и в политике, экономике, в образовании, науке и культуре составляют люди с базовым инженерным образованием. В то же время в структуре профессиональной деятельности каждого инженера, в зависимости от характера его работы и занимаемой должности, от 20 до 80 % рабочего времени приходится на выполнение управленческих функций, на деловое общение с людьми. Наконец, с дальнейшим развитием рыночных отношений общее число специалистов, которым приходится на профессиональном уровне руководить совместной деятельностью людей, постоянно будет возрастать.
Эти обстоятельства не только повышают роль управленческих кадров, но и выдвигают принципиально новые требования к ним, обусловливают необходимость их действий в особой лидерской парадигме. А это, в свою очередь, ставит перед отечественной высшей школой задачи по созданию эффективной педагогической системы, которая бы обеспечивала нужный уровень качества подготовки соответствующей элиты.
Хочу специально подчеркнуть тот факт, что концепция формирования национальной гуманитарно-технической и управленческой элиты совсем не случайно родилась именно в нашем университете. Являясь одним из старейших высших технических учебных заведений страны, Харьковский политехнический имеет давние традиции плодотворного соединения науки, учебно-воспитательного процесса и производства. У нас сформировались всемирно известные научные школы в области механики и машиностроения, химической технологии и энергетики, электроники и информационных технологий. Диплом нашего университета по праву пользуется авторитетом в десятках стран мира, где работают наши выпускники.
Всегда чутко прислушиваясь к социальным потребностям, адекватно и своевременно откликаясь на них, мы постоянно совершенствуем содержание образования в соответствии с логикой научно-технического и социального прогресса и мировыми тенденциями развития техники и технологий. Исходя из этого, именно в нашем университете была впервые в Украине разработана и внедряется в учебно-воспитательный процесс концепция гуманизации и гуманитаризации инженерного образования. В порядке ее реализации в течение нескольких лет мы последовательно разработали и осуществили ряд серьезных программ, направленных на существенное повышение уровня фундаментальной, экономической, экологической и информационной подготовки инженеров.
В 2000 году мы создали кафедру педагогики и психологии управления социальными системами - первую и пока единственную в Украине кафедру такой четкой целевой направленности. Одновременно была предложена и осуществлена масштабная программа повышения психолого-педагогической и управленческой подготовки специалистов, которая стала дальнейшим развитием и конкретизацией идей гуманизации инженерного образования. На ее основе в дальнейшем и разрабатывалась концепция формирования национальной гуманитарно-технической и управленческой элиты.
Наша конференция является уже пятой, посвященной этой тематике. Участие в ней многих авторитетных отечественных и зарубежных ученых позволяет надеяться, что она внесет новый значительный вклад в развитие идей формирования гуманитарно-технической элиты, в теорию и практику ее подготовки, будет способствовать ускорению социально-экономического и духовного возрождения Украины.
Желаю конференции плодотворной работы, а ее участникам и гостям - здоровья, творческих успехов и личного счастья.