Кафедра программной инженерии и информационных технологий управления одной из
первых в НТУ «ХПИ» приступила к реализации новой образовательной концепции –
дуального подхода к образованию. Студенты старших курсов кафедры получают
возможность совмещать учебу и работу – получать необходимые теоретические знания
и работать в ІТ фирме по выбранному профилю. Процесс обучения организован таким
образом, что студенты кафедры посещают первые пары и занимаются по субботам, а в
остальное время – работают в ІТ компании либо занимаются внутренними проектами
кафедры ПИИТУ НТУ «ХПИ».
М. Д. Годлевский, профессор, д. т. н., зав. кафедрой: «Такой подход к
обучению полностью оправдал себя в европейских странах, а его реализация на
нашей кафедре решает такие актуальные задачи, как адаптация профессиональных
знаний, умений, навыков выпускников к быстро меняющимся условиям рынка труда;
улучшение практической подготовки студентов старших курсов; подготовка
специалистов, которые соответствуют квалификационным требованиям работодателей и
профессиональным стандартам; подтверждение конкурентоспособности выпускника на
рынке труда. Прежде чем приступить к реализации дуального подхода, мы
разработали новые учебные планы; ввели новый формат дипломного проектирования;
постоянно внедряем инновационные технологии обучения. Дуальный подход к обучению
на кафедре ПИИТУ помогает будущим магистрам совмещать полученные теоретические
знания с практическим опытом работы. Тем самым сокращается время адаптации
выпускников в условиях современного рынка труда на 2–3 года, а также выпускники
получают официальный стаж работы, необходимый для дальнейшего профессионального
роста. Есть преимущества и у ІТ-компаний, это возможность влиять на учебный
процесс для подготовки специалиста с теми знаниями, умениями и компетенциями,
которые востребованы в сегодняшних условиях. А студенты, вливаясь в состав
квалифицированного персонала компании, способствуют развитию фирмы, выполняя
новые проекты. Что касается образовательной системы в целом, использование
данного подхода открывает для украинских вузов такие возможности, как доступ к
оперативной информации о текущем состоянии рабочих процессов на фирмах
ІТ-отрасли; повышение качества образования за счет оперативной коррекции учебных
программ».
Евгения Стрелкова, глава департамента образования компании NIX Solutions: «Мы
первыми в Харькове и, пожалуй, в Украине поняли, насколько важно IT-компаниям
сотрудничать с вузами, участвовать в подготовке студентов, давать ребятам
возможность реализовать себя в любимом деле.
С кафедрой программной инженерии и информационных технологий НТУ «ХПИ» (зав.
кафедрой профессор М. Д. Годлевский) у нас долгая история совместной работы, и
за это время мы создали максимально эффективное партнерство. Ежегодно мы
проводим для студентов профориентационные лекции, презентации, тестирования,
чтобы помочь будущим айтишникам найти свое профессиональное будущее.
Благодаря таким встречам мы уже давно убедились, что кафедра ПИИТУ дает своим
студентам отличную подготовку, и тут уже только от ребят зависит, какими
выпускниками они станут. Сегодня, когда мы вместе с кафедрой осуществляем
дуальный подход к обучению, студенты приходят в компанию, чтобы реализовать свои
знания на практике. Ее выпускники и магистранты подтверждают высокий уровень
подготовки, проявляют самостоятельность, инициативу. Такие ребята действительно
понимают, что именно им нужно, ставят перед собой серьезные цели и уверенно
покоряют IT-вершины».
Эдуард Рубин, Компания Telesens: «Выпускники кафедры ПИИТУ, а в нашей
компании их немало, а также студенты, действительно обладают хорошей базой
фундаментальных знаний, быстро учатся новому. Кроме того, у них хороший уровень
подготовки по иностранному языку. Здесь готовят действительно «сливки» – лучших
из лучших. Тех, кто не только может выполнять задачи, но и самостоятельно их
ставить, создавать новые продукты или решения».
Юрий Березенко (КН-32гм) проходит практику в «Epam Systems» – американской
компании, производителе заказного программного обеспечения. «Я в роли developer
принимаю участие в создании программного продукта, решаю задачи, связанные с
коммуникацией с заказчиком, анализом требований, проектированием решений,
реализацией, тестированием, развертыванием на сервере и т. п. Благодаря опыту,
полученному на кафедре ПИИТУ, у меня не возникает никаких проблем с
проектированием баз данных, чтением и пониманием UML диаграмм, алгоритмическим
мышлением и пр. Я еще в университете получил общее представление о том, чем
занимаются не только разработчики, а, например, тестеры, бизнес-аналитики и т.
п., так как я побывал в их «шкуре» на лабораторных работах. Я благодарен таким
преподавателям кафедры, как В. Ю. Воловщиков, С. П. Евсеев, Н. К. Стратиенко, Н.
В. Ткачук, И. С. Ямшанов. А практическое обучение в компании дает возможность
ознакомиться с процессами создания программных продуктов, офисной культурой».
Ярослав Ключка (КН-32г): «Почти 2 года я обучаюсь по дуальной форме и считаю
ее эффективнее, чем та, что была на младших курсах. Положительным считаю то, что
практика разбросана на протяжении всего семестра, у нас теперь достаточно
времени, чтобы ее выполнить. Время экономится еще за счет отсутствия сессии –
оценку можно заработать своей успеваемостью. Есть и пожелания. Хотелось бы,
чтобы было пересмотрено расписание, т. к. неудобным считаю нынешнее – по одной
паре в будние дни и 4 пары в субботу. Также хочется, чтобы учитывалось мнение
студентов о контенте предметов – ведь нам нужна информация, которая понадобится
нам в ХХІ веке».
Татьяна Драч (КН-32г): «Несмотря на то, что в процессе дуального образования
мы занимаемся только на первых парах и по субботам, наша теоретическая
подготовка совсем не пострадала. У нас стало больше времени на самостоятельную
работу, а преподаватели всегда поддерживают с нами связь в дистанционном режиме
и готовы ответить на возникающие у нас вопросы. Считаю, что данный подход очень
уместен для магистратуры, особенно – для такой сферы как информационные
технологии, где многие студенты начинают работать уже с младших курсов, а в
магистратуре оказываются перед выбором – учеба или работа. Дуальный подход к
образованию позволяет удачно их совмещать».