|
Кафедра программной инженерии и информационных технологий управления одной из первых в НТУ «ХПИ» приступила к реализации новой образовательной концепции – дуального подхода к образованию. Студенты старших курсов кафедры получают возможность совмещать учебу и работу – получать необходимые теоретические знания и работать в ІТ фирме по выбранному профилю. Процесс обучения организован таким образом, что студенты кафедры посещают первые пары и занимаются по субботам, а в остальное время – работают в ІТ компании либо занимаются внутренними проектами кафедры ПИИТУ НТУ «ХПИ».
М. Д. Годлевский, профессор, д. т. н., зав. кафедрой: «Такой подход к обучению полностью оправдал себя в европейских странах, а его реализация на нашей кафедре решает такие актуальные задачи, как адаптация профессиональных знаний, умений, навыков выпускников к быстро меняющимся условиям рынка труда; улучшение практической подготовки студентов старших курсов; подготовка специалистов, которые соответствуют квалификационным требованиям работодателей и профессиональным стандартам; подтверждение конкурентоспособности выпускника на рынке труда. Прежде чем приступить к реализации дуального подхода, мы разработали новые учебные планы; ввели новый формат дипломного проектирования; постоянно внедряем инновационные технологии обучения. Дуальный подход к обучению на кафедре ПИИТУ помогает будущим магистрам совмещать полученные теоретические знания с практическим опытом работы. Тем самым сокращается время адаптации выпускников в условиях современного рынка труда на 2–3 года, а также выпускники получают официальный стаж работы, необходимый для дальнейшего профессионального роста. Есть преимущества и у ІТ-компаний, это возможность влиять на учебный процесс для подготовки специалиста с теми знаниями, умениями и компетенциями, которые востребованы в сегодняшних условиях. А студенты, вливаясь в состав квалифицированного персонала компании, способствуют развитию фирмы, выполняя новые проекты. Что касается образовательной системы в целом, использование данного подхода открывает для украинских вузов такие возможности, как доступ к оперативной информации о текущем состоянии рабочих процессов на фирмах ІТ-отрасли; повышение качества образования за счет оперативной коррекции учебных программ».
Евгения Стрелкова, глава департамента образования компании NIX Solutions: «Мы первыми в Харькове и, пожалуй, в Украине поняли, насколько важно IT-компаниям сотрудничать с вузами, участвовать в подготовке студентов, давать ребятам возможность реализовать себя в любимом деле.
С кафедрой программной инженерии и информационных технологий НТУ «ХПИ» (зав. кафедрой профессор М. Д. Годлевский) у нас долгая история совместной работы, и за это время мы создали максимально эффективное партнерство. Ежегодно мы проводим для студентов профориентационные лекции, презентации, тестирования, чтобы помочь будущим айтишникам найти свое профессиональное будущее.
|
Благодаря таким встречам мы уже давно убедились, что кафедра ПИИТУ дает своим студентам отличную подготовку, и тут уже только от ребят зависит, какими выпускниками они станут. Сегодня, когда мы вместе с кафедрой осуществляем дуальный подход к обучению, студенты приходят в компанию, чтобы реализовать свои знания на практике. Ее выпускники и магистранты подтверждают высокий уровень подготовки, проявляют самостоятельность, инициативу. Такие ребята действительно понимают, что именно им нужно, ставят перед собой серьезные цели и уверенно покоряют IT-вершины».
Эдуард Рубин, Компания Telesens: «Выпускники кафедры ПИИТУ, а в нашей компании их немало, а также студенты, действительно обладают хорошей базой фундаментальных знаний, быстро учатся новому. Кроме того, у них хороший уровень подготовки по иностранному языку. Здесь готовят действительно «сливки» – лучших из лучших. Тех, кто не только может выполнять задачи, но и самостоятельно их ставить, создавать новые продукты или решения».
Юрий Березенко (КН-32гм) проходит практику в «Epam Systems» – американской компании, производителе заказного программного обеспечения. «Я в роли developer принимаю участие в создании программного продукта, решаю задачи, связанные с коммуникацией с заказчиком, анализом требований, проектированием решений, реализацией, тестированием, развертыванием на сервере и т. п. Благодаря опыту, полученному на кафедре ПИИТУ, у меня не возникает никаких проблем с проектированием баз данных, чтением и пониманием UML диаграмм, алгоритмическим мышлением и пр. Я еще в университете получил общее представление о том, чем занимаются не только разработчики, а, например, тестеры, бизнес-аналитики и т. п., так как я побывал в их «шкуре» на лабораторных работах. Я благодарен таким преподавателям кафедры, как В. Ю. Воловщиков, С. П. Евсеев, Н. К. Стратиенко, Н. В. Ткачук, И. С. Ямшанов. А практическое обучение в компании дает возможность ознакомиться с процессами создания программных продуктов, офисной культурой».
Ярослав Ключка (КН-32г): «Почти 2 года я обучаюсь по дуальной форме и считаю ее эффективнее, чем та, что была на младших курсах. Положительным считаю то, что практика разбросана на протяжении всего семестра, у нас теперь достаточно времени, чтобы ее выполнить. Время экономится еще за счет отсутствия сессии – оценку можно заработать своей успеваемостью. Есть и пожелания. Хотелось бы, чтобы было пересмотрено расписание, т. к. неудобным считаю нынешнее – по одной паре в будние дни и 4 пары в субботу. Также хочется, чтобы учитывалось мнение студентов о контенте предметов – ведь нам нужна информация, которая понадобится нам в ХХІ веке».
Татьяна Драч (КН-32г): «Несмотря на то, что в процессе дуального образования мы занимаемся только на первых парах и по субботам, наша теоретическая подготовка совсем не пострадала. У нас стало больше времени на самостоятельную работу, а преподаватели всегда поддерживают с нами связь в дистанционном режиме и готовы ответить на возникающие у нас вопросы. Считаю, что данный подход очень уместен для магистратуры, особенно – для такой сферы как информационные технологии, где многие студенты начинают работать уже с младших курсов, а в магистратуре оказываются перед выбором – учеба или работа. Дуальный подход к образованию позволяет удачно их совмещать».