Наука и высокие технологии – разработки ученых факультета. Современные проблемы и динамики прочности

[Г. Львов, заведующий кафедрой динамики и прочности машин, доктор технических наук, профессор]
#13-14 от 17.05.2005

В настоящее время на факультете в рамках существующих научных школ развиваются разные направления механики и теории управления. О некоторых из них рассказывают ученые факультета.

Технико-экономическая эффективность современной экономики во многом определяется прочностью, надежностью и ресурсом техники. Поэтому проблемы прочности элементов конструкции, эксплуатирующиеся при интенсивных силовых и тепловых воздействиях, остаются актуальными и практически важными. Современные требования к ответственным элементам машиностроения, атомным и газовым турбинам, авиационной и ракетно-космической технике, ядерным и химическим реакторам удается удовлетворить за счет новых подходов к исследованиям в области динамики и прочности.

Теоретические основы исследований в области динамики и прочности включают как классическую механику – теории упругости, колебаний и устойчивости, так и неклассическую механику – теории нелинейной упругости, пластичности и ползучести, нелинейных колебаний, теории разрушения и континуальную механику повреждаемости.

В фундаментальных трудах академика АН Украины А.П. Филиппова и профессора А.В. Бурлакова были созданы теоретические основы расчетов динамики и колебаний машин, ползучести и длительной прочности элементов конструкций. В научных исследованиях, проводимых преподавателями, студентами и аспирантами кафедры динамики и прочности машин, сотрудниками проблемной лаборатории, за 75-летнюю историю их развития сформировалась известная в стране и за рубежом научная школа в области нелинейной механики твердого деформируемого тела и ее приложениям в различных областях техники.

Новейшие результаты научных исследований становятся достоянием учебного процесса. На снимке: устройство газотурбинного двигателя помогает изучить студентам 3-го курса доцент В.А. Федоров.

Для современного этапа развития науки о прочности наиболее актуальными становятся проблемы механики разрушения, которые в сравнении с традиционными феноменологическими подходами требуют описания физических процессов повреждаемости в материале при деформировании, что повышает адекватность моделей разрушения. Теория длительной прочности с использованием тензорных мер повреждаемости используется на кафедре ДПМ в научной группе статической прочности под руководством профессора Г.И. Львова, что позволяет адекватно описать сложнейшие явления, происходящие в материале при высоких температурах, сложном напряженном состоянии и переменных во времени воздействиях. Такой подход используется в исследованиях по ползучести, упруго-пластическом деформировании и при оценке длительной прочности реальных элементов ответственных конструкций. Большой цикл работ выполнен для ОАО «Сумское НПО им. М.В.Фрунзе». По заказам этого флагмана машиностроения Украины выполнены исследования ответственных узлов атомных электростанций и газоперекачивающих агрегатов. По контракту с мировым лидером энергетического машиностроения – фирмой “General Electric” – в комплексах CAD и CAE исследованы тепловые режимы, ползучесть и малоцикловая усталость газовых турбин. Начат новый цикл работ по использованию современных подходов механики разрушения в расчетной практике концерна “Siemens”. С открытием на кафедре новой специальности «Информационные технологии проектирования» получили развитие научные исследования в области создания компьютеризированных систем проектирования. Так, для авиационной промышленности России разрабатываются системы автоматизированного проектирования оборудования для производства элементов планера самолетов из композиционных материалов.

В группе динамической прочности кафедры под руководством профессора В.А. Жовдака проводятся исследования по прогнозированию надежности сложных машиностроительных конструкций. Созданы теория и методы расчетов для прогнозирования надежности машин с учетом случайности внешних воздействий, показателей конструкционной прочности и параметров, характеризующих накопление повреждений. Работоспособность современных машин и конструкций зависит от целого комплекса различных факторов: внешних воздействий, технологии изготовления, способов взаимодействия составных элементов, а также внутренних процессов, происходящих в материале конструкции. Прогноз надежности без учета случайного характера всего комплекса перечисленных выше факторов существенно искажается. На основе подходов, созданных на кафедре, решены задачи прогноза надежности при проектировании и анализе эксплуатационных данных таких элементов конструкций, как трубопроводы различного назначения, роторы центрифуг, компрессоры и двигатели, рабочие колеса турбокомпрессоров, системы турбоагрегат – фундамент – основание, транспортные машины и многих других. Результаты использованы на предприятиях и в организациях Украины. Круг научных интересов группы динамической прочности расширяется за счет изучения нового класса систем, основанные на газодинамических, электромагнитных и пьезоэлектрических явлениях, как, например, газодинамические торцовые уплотнения, активные электромагнитные подшипники, хирургические и нейрохирургические инструменты с пьезоэлектрическим способом возбуждения резонансных колебаний.

Точность решения задач надежности при прогнозировании ресурса техники существенно зависит от адекватности используемых моделей и достоверности методов для решения задач динамического анализа конструкций. Эти исследования традиционно проводятся в группе динамической прочности. Методы начальных параметров и конечных элементов ранее успешно использовались в анализе сложных систем лопатка – диск – ротор барабанного типа, ответственных элементов турбореактивных двигателей. Эти методы совершенствовались в расчетах циклически симметричных систем со случайными геометрическими и физико-механическими несовершенствами. К исследованиям по динамике и прочности сложных механических систем привлекаются экспериментальные методы. Эти методы развивались на кафедре параллельно с расчетными исследованиями. Широко распространенный ныне метод тензометрирования в бывшем СССР был впервые освоен в группе экспериментальных методов исследований кафедры. Сегодня ведутся исследования по компьютеризации методов натурных испытаний, многие из них успешно опробованы в исследованиях новых электропоездов на Харьковском метрополитене и железнодорожном транспорте. Научные поиски проводятся в сотрудничестве с предприятиями-заказчиками, среди которых ХТЗ, Завод им. Малышева, Сумское НПО, Дергачевский турбокомпрессорный завод, ЗМКБ «Прогресс», Турбоатом, «Харьковский метрополитен», Луганский тепловозостроительный завод.

Дніпропетровський національний університет імені Олеся Гончара Національний університет цивільного захисту України Народная украинская академия Харківський національний автомобільно-дорожній університет Національний фармацевтичний університет Національний гірничий університет