К 80-летию со дня рождения Н. К. Рязанцева, Генерального конструктора, ученого, создателя танковых двигателей, Почетного доктора НТУ «ХПИ», выпускника кафедры двигателей внутреннего сгорания ХПИ.
|
Николай Карпович Рязанцев родился 30 апреля 1937 года в рабочем поселке Шахта 5/6 имени Димитрова Донецкой области. В 1954 году, сдав все шесть вступительных экзаменов на «отлично», поступил в Харьковский политехнический институт на энергомашиностроительный факультет, специальность «Двигатели внутреннего сгорания» (ДВС).
Кафедрой ДВС в то время заведовал выдающийся ученый в области тепловых двигателей, основатель научной школы двигателестроения, профессор Николай Матвеевич Глаголев, принимавший непосредственное участие в создании легендарного танкового дизеля В-2 и разработке тепловозного дизеля Д-70, превосходивших в то время по своим показателям лучшие мировые образцы. В 1959 году Н. К. Рязанцев защитил дипломный проект по теме «Создание четырехтактного тепловозного дизеля мощностью 3000 л. с. с дополнительным отбором газов с цилиндра на силовую турбину».
С октября 1959 года он работал на заводе им. В. А. Малышева в конструкторском отделе тепловозных двигателей (отдел 60Д), где занимался разработкой шатунов прицепной конструкции и поршней для дизеля Д-70. В 1965 году Н. К. Рязанцев переходит в конструкторский отдел танковых двигателей (отдел 63), который вскоре получил самостоятельный статус и стал именоваться «Харьковское конструкторское бюро по двигателестроению» (ХКБД).
В те годы на заводе им. В. А. Малышева разворачивается подготовка к производству нового танка Т-64, созданного под руководством Главного конструктора бронетанковой техники А. А. Морозова. Сердцем этой боевой машины стал новый двигатель 5ТДФ – двухтактный дизель с горизонтальным расположением цилиндров, противоположно движущимися поршнями, двусторонним отбором мощности, газотурбинным наддувом и эффективной системой газообмена. Он был создан специально для танка и отличался высокими массогабаритными показателями, топливной экономичностью, приемистостью и хорошими пусковыми свойствами.
Н. К. Рязанцев оказался в центре работ по доводке конструкции и совершенствованию этого двигателя. В 1968 году он назначается начальником сектора, в 1969-м – заместителем начальника отдела, а в 1970-м – начальником отдела поршневой группы. Именно в этот период в ХКБД совместно с ведущими научными и конструкторскими организациями страны выполнен огромный объем работ по повышению надежности цилиндропоршневой группы, что в дальнейшем предопределило высокие тактико-технические данные нового танка.
В 1973 году Николай Карпович Рязанцев назначен Главным конструктором ХКБД.
Параллельно с работами по доводке дизеля 5ТДФ под его руководством в кратчайшие сроки в отделе перспективного проектирования был разработан четырехтактный дизель 12ЧН15/16 мощностью 1500 л. с., который предполагалось устанавливать на перспективные танки.
Но главной задачей для ХКБД было создание на базе двигателя 5ТДФ нового танкового дизеля 6ТД-1 мощностью 1000 л. с. При решении этой задачи был выполнен огромный комплекс научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Разработана конструкторская и технологическая документация, изготовлены опытные образцы, проведены стендовые испытания и эксплуатационные испытания дизелей в составе танка в различных климатических условиях. Результатом этих работ стало принятие в 1983 году на вооружение танка Т-64Б1М с двигателем 6ТД-1. Благодаря новому двигателю удалось увеличить среднюю скорость танка на 35%, сократить время разгона до 50 км/ч – почти в 2 раза, увеличить запас хода.
Во второй половине 70-х – первой половине 80-х годов ХХ столетия в нашей стране и за рубежом конкурировали две тенденции развития танкового двигателестроения. Одна из них была связана с дальнейшим совершенствованием дизелей, вторая – с применением газотурбинных двигателей. Дискуссия велась на самом высоком уровне, обе тенденции имели своих ярых сторонников и противников, преимущества и недостатки находились у обоих типов двигателей. Определить правоту одной из сторон могла только практика, но ошибка в выборе правильного пути была чревата огромными потерями не только в средствах, а и в темпах развития двигателестроения.
Это были сложные времена для ХКБД, «Харьковского конструкторского бюро по машиностроению» (ХКБМ), завода им. В. А. Малышева. Н. К. Рязанцев совместно с А. А. Морозовым, руководителями завода придерживались концепции и считали технически верным направление, связанное с развитием и совершенствованием дизелей. Совместными усилиями им удалось отстоять производство дизеля 6ТД-1 для танка Т-80УД. Для подтверждения этой концепции в кратчайшие сроки был разработан дизель 6ТД-2 мощностью 1200 л. с. для танка Т-84.
Жизнь подтвердила правильность выбранного пути. Сейчас танки с газотурбинным двигателем практически не выпускаются.
Конструкторские решения по танковым двигателям 6ТД-1 и 6ТД-2 намного опередили время. Даже сегодня по своим показателям, тактико-техническим характеристикам они не уступают лучшим зарубежным аналогам. Объем моторно-трансмиссионного отделения с данными двигателями – наименьший среди всех танков подобного класса, выпускаемых в мире.
Николай Карпович Рязанцев проявил себя не только как талантливый конструктор и ученый, организатор, но и как человек, который никогда не отступает от своих убеждений, как Главный конструктор, аргументация которого была услышана и воспринята учеными, высшим военным и государственным руководством страны.
Правота взглядов и принципов Н. К. Рязанцева была подтверждена в 1995 году в Объединенных Арабских Эмиратах. Во время демонстрации военной техники на Международной выставке вооружений танк Т-80УД с двигателем 6ТД-2 показал наилучшие результаты, благодаря чему были заключены контракты на поставку украинских танков за рубеж, в том числе в Пакистан.
В этот же период продолжались работы по совершенствованию дизеля 5ТДФ и расширению возможностей его применения. Дизель был форсирован до мощности 850 л. с., что позволило его использовать на боевой машине «Булат» (модернизация танка Т-64Б).
На базе танковых двигателей в ХКБД был создан ряд модификаций дизелей 3ТД мощностью от 280 до 600 л. с. для модернизации легкобронированных колесных и гусеничных машин и железнодорожного транспорта. Разработано и подготовлено к производству семейство малогабаритных дизелей серии ДТ для автономных электроагрегатов, самоходных шасси, тракторов и автомобилей.
В 2001 году решением правительства Украины Н. К. Рязанцеву были даны полномочия Генерального конструктора по созданию двигателей для бронетанковой техники. В этом же году он был удостоен звания лауреата Государственной премии Украины в области науки и техники.
Выпускник ХПИ 1959 года, выдающийся Генеральный конструктор двигателей для бронетанковой техники, доктор технических наук, профессор Н. К. Рязанцев в своей практической деятельности по модернизации и созданию ДВС активно сотрудничал с alma mater.
Вместе с заведующим кафедрой ДВС профессором А. Ф. Шеховцовым он был инициатором создания филиала кафедры в ХКБД, задачей которого было повышение качества подготовки инженерных кадров и проведение научных исследований по актуальным проблемам ДВС специального назначения. В рамках работы филиала кафедры для студентов своей специальности он читал лекции, руководил дипломным проектированием. Его лекции и индивидуальные беседы со студентами были примером профессионализма и доброжелательности. Он умел на простых примерах доходчиво объяснить сложные инженерные вопросы. Большое внимание уделял подготовке кадров высокой квалификации. На протяжении многих лет был членом специализированных советов по защитам диссертаций, где его поддержка и практические советы соискателям обеспечивали высокий уровень диссертационных работ.
Эффективная работа филиала кафедры стала решающим фактором при создании нового отечественного учебника в шести томах по двигателям внутреннего сгорания. Н. К. Рязанцев принял самое активное авторское участие в написании учебника. Авторский коллектив этого учебника, в состав которого входят четыре сотрудника кафедры ДВС НТУ «ХПИ», в 2008 году был удостоен Государственной премии Украины в области науки и техники.
В 2004 году Н. К Рязанцеву за многолетнее плодотворное сотрудничество с НТУ «ХПИ», активное участие в подготовке инженерных кадров было присвоено звание Почетного доктора университета.
Генеральный конструктор двигателей внутреннего сгорания, Заслуженный деятель науки и техники Украины, д. т. н., профессор Н. К. Рязанцев награжден орденами Ленина, «Знак Почета», «За заслуги III степени».
Николай Карпович ушел из жизни 17 мая 2007 года.