|
Виталий Федорович Климов, Главный
научный сотрудник ГП «ХКБМ» им. А. А. Морозова, лауреат Государственной
премии Украины в области науки и техники, кандидат технических наук,
профессор. |
|
В годы моей юности Политех был, пожалуй, самым престижным вузом не только
Харькова, но и всего Союза. Как «золотой» медалист, я мог поступить без
экзаменов в любой вуз, но выбрал факультет тракторного и с/х машиностроения,
специальность «Автомобили и тракторы». И ни разу об этом не пожалел. Я часто
вспоминаю доцента Гурова (начертательная геометрия), доцента Иванова
(сопротивление материалов), профессора Кима (математика) доцента Шульмана (ДВС)
и других преподавателей, благодаря которым получил отличные знания.
С 3-го курса был отбор студентов на специальность «Гусеничные и колесные
машины». Обучение на военной кафедре в сочетании с изучением теоретических основ
проектирования и конструирования танков дали хорошую основу для будущей работы в
КБ по машиностроению имени А. А. Морозова, в котором я проработал более 50 лет.
Был инженером исследовательского отдела. Почти 12 лет работал с самим
легендарным конструктором танков – А. А. Морозовым, проницательность, ум, талант
которого поражали даже самых лучших специалистов. Работать в КБ я начал в
феврале 1965 года, а уже в сентябре того же года Морозов предложил мне стать
членом комиссии по испытаниям танка Т-64 в Туркмении.
Это были первые испытания танка в пустыне при высокой температуре. Машина
заинтересовала всех местных офицеров. Оригинальный 2-тактный, оппозитный,
многотопливный, высокооборотный, малогабаритный со встречно движущимися поршнями
двигатель, эжекционная система охлаждения, механизм заряжания, оригинальная
трансмиссия, ходовая часть с катками внутренней амортизации, пушка калибром 115
мм и многие другие технические новинки позволили опередить мировое танкостроение
на 15–20 лет. Танк развивал скорость по такырам до 70 км/ч, успешно преодолевал
барханы и вызывал восторг всех, кто видел его в движении. На этом танке проехал
и Ж. Я. Котин, который посетил нас в Туркмении. Позже было много испытаний в
пустынях Казахстана, Узбекистана, Туркмении, в Сибири: танк должен надежно
работать во всех климатических зонах. Это позволяло постоянно совершенствовать
танк Т-64 во всех его модификациях и танк «Береза» – прототипы танков Т-80УД и
Т-84.
А. А. Морозов понимал, что основой для создания танков является его
величество Эксперимент! Он много внимания уделял техническому уровню стендового
оборудования. Преемник Морозова Н. А. Шомин поддерживал его начинания. Поэтому
уже в начале 80-х годов КБ имело лучшую в Советском Союзе стендовую базу.
Необходимо было создать комплексный стенд испытаний танков под нагрузкой. За
разработку и внедрение этого стенда мне в составе специалистов КБ и института
кибернетики Академии Наук Украины была присуждена Государственная премия Украины
в области науки и техники.
Позже я стал начальником лаборатории, отдела и отделения силовых установок.
Защитил в ХПИ кандидатскую диссертацию по специальности «Вооружение и военная
техника».
Наша страна и сегодня не потеряла ведущей роли в танкостроительной отрасли.
Основным научным центром танкостроительной отрасли стал Политех, который сумел
заменить многие отраслевые институты. Более 12 лет я был преподавателем на
кафедре колесных и гусеничных машин. Со многими учеными у меня сложились
дружеские связи, и я могу утверждать, что ХПИ сегодня – это мощный тандем
молодых и опытных кадров. А сочетание научных кадров ХПИ, лабораторий и
производственной базы ХКБМ – идеальные условия для создателей бронетехники и
подготовки специалистов всех уровней.
Я желаю родному Политеху дальнейших успехов в достижении высоких целей,
укреплении научного потенциала в мировом рейтинге лучших университетов!