|
В годы моей юности Политех был, пожалуй, самым престижным вузом не только Харькова, но и всего Союза. Как «золотой» медалист, я мог поступить без экзаменов в любой вуз, но выбрал факультет тракторного и с/х машиностроения, специальность «Автомобили и тракторы». И ни разу об этом не пожалел. Я часто вспоминаю доцента Гурова (начертательная геометрия), доцента Иванова (сопротивление материалов), профессора Кима (математика) доцента Шульмана (ДВС) и других преподавателей, благодаря которым получил отличные знания.
С 3-го курса был отбор студентов на специальность «Гусеничные и колесные машины». Обучение на военной кафедре в сочетании с изучением теоретических основ проектирования и конструирования танков дали хорошую основу для будущей работы в КБ по машиностроению имени А. А. Морозова, в котором я проработал более 50 лет. Был инженером исследовательского отдела. Почти 12 лет работал с самим легендарным конструктором танков – А. А. Морозовым, проницательность, ум, талант которого поражали даже самых лучших специалистов. Работать в КБ я начал в феврале 1965 года, а уже в сентябре того же года Морозов предложил мне стать членом комиссии по испытаниям танка Т-64 в Туркмении.
Это были первые испытания танка в пустыне при высокой температуре. Машина заинтересовала всех местных офицеров. Оригинальный 2-тактный, оппозитный, многотопливный, высокооборотный, малогабаритный со встречно движущимися поршнями двигатель, эжекционная система охлаждения, механизм заряжания, оригинальная трансмиссия, ходовая часть с катками внутренней амортизации, пушка калибром 115 мм и многие другие технические новинки позволили опередить мировое танкостроение на 15–20 лет. Танк развивал скорость по такырам до 70 км/ч, успешно преодолевал барханы и вызывал восторг всех, кто видел его в движении. На этом танке проехал и Ж. Я. Котин, который посетил нас в Туркмении. Позже было много испытаний в пустынях Казахстана, Узбекистана, Туркмении, в Сибири: танк должен надежно работать во всех климатических зонах. Это позволяло постоянно совершенствовать танк Т-64 во всех его модификациях и танк «Береза» – прототипы танков Т-80УД и Т-84.
А. А. Морозов понимал, что основой для создания танков является его величество Эксперимент! Он много внимания уделял техническому уровню стендового оборудования. Преемник Морозова Н. А. Шомин поддерживал его начинания. Поэтому уже в начале 80-х годов КБ имело лучшую в Советском Союзе стендовую базу. Необходимо было создать комплексный стенд испытаний танков под нагрузкой. За разработку и внедрение этого стенда мне в составе специалистов КБ и института кибернетики Академии Наук Украины была присуждена Государственная премия Украины в области науки и техники.
Позже я стал начальником лаборатории, отдела и отделения силовых установок. Защитил в ХПИ кандидатскую диссертацию по специальности «Вооружение и военная техника».
Наша страна и сегодня не потеряла ведущей роли в танкостроительной отрасли. Основным научным центром танкостроительной отрасли стал Политех, который сумел заменить многие отраслевые институты. Более 12 лет я был преподавателем на кафедре колесных и гусеничных машин. Со многими учеными у меня сложились дружеские связи, и я могу утверждать, что ХПИ сегодня – это мощный тандем молодых и опытных кадров. А сочетание научных кадров ХПИ, лабораторий и производственной базы ХКБМ – идеальные условия для создателей бронетехники и подготовки специалистов всех уровней.
Я желаю родному Политеху дальнейших успехов в достижении высоких целей, укреплении научного потенциала в мировом рейтинге лучших университетов!