|
Александр Иванович Веретенников,
Генеральный конструктор – начальник ГП «ХКБМ им. А. А. Морозова»
2012–2015 гг., к. т. н., лауреат Государственной премии Украины в
области науки и техники 2009 года, в 2002 году – награжден орденом «За
заслуги» III степени. |
|
Студенческие годы определяют всю дальнейшую профессиональную, а часто и
личную судьбу человека. А еще – это самые яркие, запоминающиеся страницы жизни.
В эти годы, невзирая на занятость, материальные проблемы, романтику и
становление личности среди коллектива сверстников, у каждого студента есть
ощущение, что все проблемы по плечу, вся жизнь впереди, и запас времени и
здоровья практически неисчерпаем. Такой настрой и позволяет добиваться успеха.
Автору этих строк на рубеже 70–80-х годов довелось учиться в ХПИ на
факультете ТМ. Что представлял собой факультет глазами студента более 30 лет
назад?
В те годы здесь готовили инженеров-механиков по четырем специальностям:
«Автомобили и тракторы», «Колесные и гусеничные машины», «Двигатели внутреннего
сгорания» и «Локомотивостроение». На факультете было столько же кафедр с
аналогичными названиями, на каждом курсе – по шесть групп всех специальностей.
Каждый год на первый курс поступало более двухсот студентов, а диплом на шестом
курсе получали уже 160–180 человек.
Официальная идеология тех лет и широкая профориентация в средних школах
внушали молодым людям, что профессия должна человеку нравиться, а уже затем
приносить материальный достаток. Соответственно, такие изделия как автомобиль,
трактор, танк, тепловоз, двигатель были визитной карточкой отечественной
промышленности, и престиж инженерной профессии в обществе был достаточно высок.
Абитуриенты осознанно выбирали факультет и специальность, конкурс при
поступлении был 3–4 человека на место.
В Харькове, в третьем по уровню промышленности городе Советского Союза,
учились студенты со всей страны. Первокурсник, поступивший на ТМ факультет, на
первых занятиях обнаруживал, что он попал в коллектив, где более 95 процентов
однокурсников – парни, причем треть из них после службы в армии, а девушки здесь
– большая редкость! За эту особенность студенты с юмором расшифровывали название
факультета ТМ – «только мужчины»!
Здесь царила «полуармейская», в хорошем смысле ответственности, атмосфера, во
многом определявшая методику обучения, взаимоотношения студентов и
преподавателей, быт и отношение к учебе. В это время среди преподавателей ХПИ
было много ветеранов войны и отставных офицеров, которые были требовательны, но
именно к студентам ТМ относились очень тепло.
Жизнь студентов ТМ факультета была, как и у всех политехников, интересной и
насыщенной: занятия, сессии, практика, общественная работа, спорт, хозяйственные
работы, субботники и трудовые семестры. Но самые объемные и тяжелые работы по
праву доставались мужскому факультету. Это вызывало не обиды, а наоборот
здоровый азарт и дух соревнования.
На нашем факультете, по сравнению с другими, было развито самоуправление.
Дверь деканата всегда была открыта для студентов, и большинство своих
воспитанников его сотрудники знали в лицо, всегда отстаивали их интересы. Здесь
студент мог получить всю необходимую информацию, а решались многие вопросы с
помощью студенческих общественных организаций.
Такая обстановка сложилась во многом благодаря декану Г. Н. Шепеленко. За
десятки лет руководства факультетом этот интеллигентный и мягкий человек,
подбирая кадры сотрудников и привлекая преподавателей общих кафедр, создавал
деловую атмосферу и умел не поддаваться «методу парадных цифр и отчетности»,
которые были популярны в те годы. Хотя мы в студенческой среде и подшучивали над
стремлением декана «скруглять углы» в своих решениях, но спустя годы, приобретя
жизненный опыт, поняли, что профессионализм в управлении людьми как раз и
заключается в умении инициировать подчиненного на самостоятельное решение.
Отдельная тема – ТМ факультет и кафедра военной подготовки, занятия на
которой длились три года. Студенты ТМ факультета были самыми многочисленными
слушателями, ведь каждая группа – это уже взвод! Поэтому, в отличие от
остальных, на занятия для нашего факультета выделялось два дня в неделю. После
окончания института и военной кафедры выпускники факультета были востребованы,
многих призывали на службу в армию, часто – повторно, невзирая на срочную службу
до учебы. Множество выпускников можно было встретить на разных
машиностроительных и оборонных заводах страны в качестве ведущих специалистов
или руководителей конструкторских, технологических и производственных служб.
Многие из них сделали достойную карьеру в промышленности и в бизнесе.
ТМ факультету НТУ «ХПИ» исполняется полвека. За это время многое изменилось в
стране, технике, промышленности. Сейчас перед нашим обществом стоят новые
задачи. Но актуальность процесса сохранения, преумножения и передачи
профессиональных знаний осталась. Я, как участник многих международных проектов,
могу сказать, что технически и технологически мы отстали от стран-соседей, и
только научный и методологический задел, в том числе благодаря образованию,
позволяет еще оставаться востребованными отдельным видам продукции нашей
промышленности, в том числе и транспортного машиностроения. Поэтому пожелаем ТМ
факультету новых студентов, а его выпускникам достойной профессиональной
самореализации.