|
Студенческие годы определяют всю дальнейшую профессиональную, а часто и личную судьбу человека. А еще – это самые яркие, запоминающиеся страницы жизни. В эти годы, невзирая на занятость, материальные проблемы, романтику и становление личности среди коллектива сверстников, у каждого студента есть ощущение, что все проблемы по плечу, вся жизнь впереди, и запас времени и здоровья практически неисчерпаем. Такой настрой и позволяет добиваться успеха.
Автору этих строк на рубеже 70–80-х годов довелось учиться в ХПИ на факультете ТМ. Что представлял собой факультет глазами студента более 30 лет назад?
В те годы здесь готовили инженеров-механиков по четырем специальностям: «Автомобили и тракторы», «Колесные и гусеничные машины», «Двигатели внутреннего сгорания» и «Локомотивостроение». На факультете было столько же кафедр с аналогичными названиями, на каждом курсе – по шесть групп всех специальностей. Каждый год на первый курс поступало более двухсот студентов, а диплом на шестом курсе получали уже 160–180 человек.
Официальная идеология тех лет и широкая профориентация в средних школах внушали молодым людям, что профессия должна человеку нравиться, а уже затем приносить материальный достаток. Соответственно, такие изделия как автомобиль, трактор, танк, тепловоз, двигатель были визитной карточкой отечественной промышленности, и престиж инженерной профессии в обществе был достаточно высок. Абитуриенты осознанно выбирали факультет и специальность, конкурс при поступлении был 3–4 человека на место.
В Харькове, в третьем по уровню промышленности городе Советского Союза, учились студенты со всей страны. Первокурсник, поступивший на ТМ факультет, на первых занятиях обнаруживал, что он попал в коллектив, где более 95 процентов однокурсников – парни, причем треть из них после службы в армии, а девушки здесь – большая редкость! За эту особенность студенты с юмором расшифровывали название факультета ТМ – «только мужчины»!
Здесь царила «полуармейская», в хорошем смысле ответственности, атмосфера, во многом определявшая методику обучения, взаимоотношения студентов и преподавателей, быт и отношение к учебе. В это время среди преподавателей ХПИ было много ветеранов войны и отставных офицеров, которые были требовательны, но именно к студентам ТМ относились очень тепло.
Жизнь студентов ТМ факультета была, как и у всех политехников, интересной и насыщенной: занятия, сессии, практика, общественная работа, спорт, хозяйственные работы, субботники и трудовые семестры. Но самые объемные и тяжелые работы по праву доставались мужскому факультету. Это вызывало не обиды, а наоборот здоровый азарт и дух соревнования.
На нашем факультете, по сравнению с другими, было развито самоуправление. Дверь деканата всегда была открыта для студентов, и большинство своих воспитанников его сотрудники знали в лицо, всегда отстаивали их интересы. Здесь студент мог получить всю необходимую информацию, а решались многие вопросы с помощью студенческих общественных организаций.
Такая обстановка сложилась во многом благодаря декану Г. Н. Шепеленко. За десятки лет руководства факультетом этот интеллигентный и мягкий человек, подбирая кадры сотрудников и привлекая преподавателей общих кафедр, создавал деловую атмосферу и умел не поддаваться «методу парадных цифр и отчетности», которые были популярны в те годы. Хотя мы в студенческой среде и подшучивали над стремлением декана «скруглять углы» в своих решениях, но спустя годы, приобретя жизненный опыт, поняли, что профессионализм в управлении людьми как раз и заключается в умении инициировать подчиненного на самостоятельное решение.
Отдельная тема – ТМ факультет и кафедра военной подготовки, занятия на которой длились три года. Студенты ТМ факультета были самыми многочисленными слушателями, ведь каждая группа – это уже взвод! Поэтому, в отличие от остальных, на занятия для нашего факультета выделялось два дня в неделю. После окончания института и военной кафедры выпускники факультета были востребованы, многих призывали на службу в армию, часто – повторно, невзирая на срочную службу до учебы. Множество выпускников можно было встретить на разных машиностроительных и оборонных заводах страны в качестве ведущих специалистов или руководителей конструкторских, технологических и производственных служб. Многие из них сделали достойную карьеру в промышленности и в бизнесе.
ТМ факультету НТУ «ХПИ» исполняется полвека. За это время многое изменилось в стране, технике, промышленности. Сейчас перед нашим обществом стоят новые задачи. Но актуальность процесса сохранения, преумножения и передачи профессиональных знаний осталась. Я, как участник многих международных проектов, могу сказать, что технически и технологически мы отстали от стран-соседей, и только научный и методологический задел, в том числе благодаря образованию, позволяет еще оставаться востребованными отдельным видам продукции нашей промышленности, в том числе и транспортного машиностроения. Поэтому пожелаем ТМ факультету новых студентов, а его выпускникам достойной профессиональной самореализации.