Среди преподавателей нашего университета, защитивших в нынешнем году
докторские диссертации, профессор кафедры философии Илиана Викторовна Владленова,
популяризатор науки, астрофизик, специалист в области философии науки.
Тема ее интервью связана с поисками новых стратегий образования и ролью
философии в новом формирующемся цифровом обществе.
Корр.: Илиана Викторовна! Сначала хотела бы спросить, почему выбрали такую
необычную сферу профессиональной деятельности?
И. В.: Обучаясь на физическом факультете ХНУ им. В. Н. Каразина по
специальности «Астрономия», я убедилась, что Вселенная представляет собой
уникальный, всеобъемлющий предмет для размышления и изучения, фактически, именно
астрономия определяет мировоззрение людей, но для полноты мировоззрения
необходима философская компонента. И на определенном этапе я поняла, что
философия может осознать те процессы и явления, которые недоступны
физико-математическим дисциплинам. Чем больше мы узнаем, тем больше открываются
горизонты неисследованного, можно сказать словами Сократа «Я знаю, что ничего не
знаю».
Корр.: Получается, что философия дополняет узкоспециализированное знание?
И. В.: И дополняет, и помогает увидеть объект исследования «со стороны», и в
этом ее огромное значение, как общекультурного фундамента: она генерирует и
объединяет все знание, накопленное человечеством, и предлагает новые варианты
развития знания, которые сначала оформляются в философии, а потом дорабатываются
в науке. Так, например, было с развитием теории относительности Эйнштейна и
становлением квантовой физики. Не случайным было название работы И. Ньютона
«Математические начала натуральной философии», в которой он изложил
фундаментальные идеи классической механики. Ступень квалификационной системы в
науке называется «доктор философии», где под философией подразумеваются науки
вообще.
Корр.: Каковы задачи философии в системе образования?
И. В.: Задача преподавателя философии показать весь путь, пройденный
философией и наукой, философия – это повествование о методах познания в науке,
определенных способах и мыслительных конструкциях, которые человек использует в
своем познании. Очень важно уметь прогнозировать то, как человек будет мыслить,
это знание обеспечивает возможность предсказывать поведение человека и его
поступки. Этимология слова «философия» – «любовь к мудрости», и я хочу сделать
акцент на этом слове – «мудрость».
Корр.: Есть какие-то особенности преподавания в техническом вузе?
И. В.: Одними из наиболее важных качеств современного человека являются
активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание
и умение приобретать знания самостоятельно. Все перечисленные особенности
помогают формировать развитую личность, способную к творческому осмыслению,
освоению и применению научного опыта предшествующих поколений. Не менее важна
способность адаптироваться в мире быстро меняющихся технологий, умение
прогнозировать последствия своей деятельности и критически ее оценивать,
сохранять интерес к получению нового знания.
Корр.: В каком направлении, по Вашему мнению, будет развиваться наука,
техника, образование?
И. В.: Мы постепенно привыкаем к мысли, что учиться необходимо всю жизнь.
Обучение становится основой непрерывной готовности к профессиональной и
общественной жизни. В будущем все вузы должны создать единую образовательную
среду, ведь из единого центра проще руководить образовательным процессом. Таким
образом, будет происходить координация процессов дистанционного образования,
организация наиболее эффективного взаимодействия онлайн-ресурсов и существующих
образовательных институтов. В будущем будет возрастать необходимость сетевых
объединений (консорциумов) университетов, которые будут предоставлять
возможности обучающемуся учиться одновременно в нескольких образовательных
учреждениях на основе распределенного (комбинированного) учебного плана.
Возможно, таким образом будет решаться проблема так называемого
трансдисциплинарного знания, формирующегося на стыке различных дисциплин, а
также необходимостью создания новых профессий.
Корр.: Инженерные специальности станут популярными?
И. В.: Наука и техника развиваются сейчас так быстро, что общественное мнение
не поспевает за их ходом. Бум на юридические и экономические специальности
спадет, ибо рынок труда переполнен, и есть необходимость именно в инженерных
кадрах, а в будущем эта тенденция будет возрастать. Инженеры применяют научные
знания в решении технико-практических проблем. Их работа является как бы
связующим звеном между научными открытиями, разработками и их практическим
применением. Им необходимы навыки научно-исследовательской деятельности, эти
навыки, кроме всего прочего, помогает формировать философия науки, которая
призвана исследовать природу научного знания, его структуру и функции, методы
научного познания, способы обоснования и развития научного знания.
Корр.: Но научные исследования кто-то должен финансировать?
И. В.: Существуют объективные причины сближения
науки-технологий-бизнеса-гражданского общества. Развитие нанотехнологий,
биотехнологий, исследования в области генетики требует более широкого участия
общественности, экспертных оценок. В конечном итоге, будет создаваться
глобальная сеть для развития новых видов связей с университетами,
государственными лабораториями, частными фирмами. Ни один университет не может
работать во всех областях, поэтому, скорее всего, будут создаваться
организации-посредники между бизнесом и университетом, либо подразделения внутри
вуза. Такая связь необходима и является важным компонентом эффективной
инновационной системы, основные компоненты которой формируются кластером
обучение-работодатель-спонсорство-инновации.
Корр.: Изменилось ли отношение студентов к обучению за последние пять лет?
Что тревожит современную молодежь?
И. В.: Я вижу позитивные изменения. В молодом возрасте очень пластичная
психика, они быстро все схватывают. Умственные способности вообще достигают пика
в 26 лет. Студенты стали больше читать, и это радует. Когда с ними общаешься на
одном языке, пытаешься построить обучение сквозь призму решения их проблем,
тревог и надежд, повышается мотивация к обучению. Я часто говорю своим
студентам, что именно они – новое поколение научной, политической, творческой
элиты общества, им сейчас очень трудно, они будут реализовать свои жизненные
принципы в сложных условиях быстро развивающегося социума. Из негативных
аспектов я бы выделила доминанту жизненных ценностей, направленную на
материальное благополучие, но она является результатом рыночных отношений,
поэтому одна из задач образования – научить новое поколение быть ответственными
за свои действия. Философ Карл Мангейм, один из основателей социологии знания,
называл молодёжь «одним из скрытых ресурсов, которые имеются в каждом обществе»,
и наша задача как преподавателей – помочь раскрыться этому ресурсу.