|
Среди преподавателей нашего университета, защитивших в нынешнем году докторские диссертации, профессор кафедры философии Илиана Викторовна Владленова, популяризатор науки, астрофизик, специалист в области философии науки.
Тема ее интервью связана с поисками новых стратегий образования и ролью философии в новом формирующемся цифровом обществе.
Корр.: Илиана Викторовна! Сначала хотела бы спросить, почему выбрали такую необычную сферу профессиональной деятельности?
И. В.: Обучаясь на физическом факультете ХНУ им. В. Н. Каразина по специальности «Астрономия», я убедилась, что Вселенная представляет собой уникальный, всеобъемлющий предмет для размышления и изучения, фактически, именно астрономия определяет мировоззрение людей, но для полноты мировоззрения необходима философская компонента. И на определенном этапе я поняла, что философия может осознать те процессы и явления, которые недоступны физико-математическим дисциплинам. Чем больше мы узнаем, тем больше открываются горизонты неисследованного, можно сказать словами Сократа «Я знаю, что ничего не знаю».
Корр.: Получается, что философия дополняет узкоспециализированное знание?
И. В.: И дополняет, и помогает увидеть объект исследования «со стороны», и в этом ее огромное значение, как общекультурного фундамента: она генерирует и объединяет все знание, накопленное человечеством, и предлагает новые варианты развития знания, которые сначала оформляются в философии, а потом дорабатываются в науке. Так, например, было с развитием теории относительности Эйнштейна и становлением квантовой физики. Не случайным было название работы И. Ньютона «Математические начала натуральной философии», в которой он изложил фундаментальные идеи классической механики. Ступень квалификационной системы в науке называется «доктор философии», где под философией подразумеваются науки вообще.
Корр.: Каковы задачи философии в системе образования?
И. В.: Задача преподавателя философии показать весь путь, пройденный философией и наукой, философия – это повествование о методах познания в науке, определенных способах и мыслительных конструкциях, которые человек использует в своем познании. Очень важно уметь прогнозировать то, как человек будет мыслить, это знание обеспечивает возможность предсказывать поведение человека и его поступки. Этимология слова «философия» – «любовь к мудрости», и я хочу сделать акцент на этом слове – «мудрость».
Корр.: Есть какие-то особенности преподавания в техническом вузе?
И. В.: Одними из наиболее важных качеств современного человека являются активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Все перечисленные особенности помогают формировать развитую личность, способную к творческому осмыслению, освоению и применению научного опыта предшествующих поколений. Не менее важна способность адаптироваться в мире быстро меняющихся технологий, умение прогнозировать последствия своей деятельности и критически ее оценивать, сохранять интерес к получению нового знания.
Корр.: В каком направлении, по Вашему мнению, будет развиваться наука, техника, образование?
И. В.: Мы постепенно привыкаем к мысли, что учиться необходимо всю жизнь. Обучение становится основой непрерывной готовности к профессиональной и общественной жизни. В будущем все вузы должны создать единую образовательную среду, ведь из единого центра проще руководить образовательным процессом. Таким образом, будет происходить координация процессов дистанционного образования, организация наиболее эффективного взаимодействия онлайн-ресурсов и существующих образовательных институтов. В будущем будет возрастать необходимость сетевых объединений (консорциумов) университетов, которые будут предоставлять возможности обучающемуся учиться одновременно в нескольких образовательных учреждениях на основе распределенного (комбинированного) учебного плана. Возможно, таким образом будет решаться проблема так называемого трансдисциплинарного знания, формирующегося на стыке различных дисциплин, а также необходимостью создания новых профессий.
Корр.: Инженерные специальности станут популярными?
И. В.: Наука и техника развиваются сейчас так быстро, что общественное мнение не поспевает за их ходом. Бум на юридические и экономические специальности спадет, ибо рынок труда переполнен, и есть необходимость именно в инженерных кадрах, а в будущем эта тенденция будет возрастать. Инженеры применяют научные знания в решении технико-практических проблем. Их работа является как бы связующим звеном между научными открытиями, разработками и их практическим применением. Им необходимы навыки научно-исследовательской деятельности, эти навыки, кроме всего прочего, помогает формировать философия науки, которая призвана исследовать природу научного знания, его структуру и функции, методы научного познания, способы обоснования и развития научного знания.
Корр.: Но научные исследования кто-то должен финансировать?
И. В.: Существуют объективные причины сближения науки-технологий-бизнеса-гражданского общества. Развитие нанотехнологий, биотехнологий, исследования в области генетики требует более широкого участия общественности, экспертных оценок. В конечном итоге, будет создаваться глобальная сеть для развития новых видов связей с университетами, государственными лабораториями, частными фирмами. Ни один университет не может работать во всех областях, поэтому, скорее всего, будут создаваться организации-посредники между бизнесом и университетом, либо подразделения внутри вуза. Такая связь необходима и является важным компонентом эффективной инновационной системы, основные компоненты которой формируются кластером обучение-работодатель-спонсорство-инновации.
Корр.: Изменилось ли отношение студентов к обучению за последние пять лет? Что тревожит современную молодежь?
И. В.: Я вижу позитивные изменения. В молодом возрасте очень пластичная психика, они быстро все схватывают. Умственные способности вообще достигают пика в 26 лет. Студенты стали больше читать, и это радует. Когда с ними общаешься на одном языке, пытаешься построить обучение сквозь призму решения их проблем, тревог и надежд, повышается мотивация к обучению. Я часто говорю своим студентам, что именно они – новое поколение научной, политической, творческой элиты общества, им сейчас очень трудно, они будут реализовать свои жизненные принципы в сложных условиях быстро развивающегося социума. Из негативных аспектов я бы выделила доминанту жизненных ценностей, направленную на материальное благополучие, но она является результатом рыночных отношений, поэтому одна из задач образования – научить новое поколение быть ответственными за свои действия. Философ Карл Мангейм, один из основателей социологии знания, называл молодёжь «одним из скрытых ресурсов, которые имеются в каждом обществе», и наша задача как преподавателей – помочь раскрыться этому ресурсу.