На протяжении всей истории Харьковского политехнического института
представители его многочисленных научных школ, выпускники – специалисты во
многих областях науки и техники – вносили огромный вклад в укрепление
обороноспособности страны. Уже первый директор института В. Л. Кирпичев был
правителем дел первого в Российской империи официального органа по
воздухоплаванию – организованной в 1869 г. Комиссии по применению аэростатов к
военным целям под председательством знаменитого генерала, начальника инженерных
войск Э. И. Тотлебена. После окончания нашего института в 1896 г. А. Г.
Дукельский стал создателем первых отечественных корабельных и береговых
установок крупного калибра и железнодорожной артиллерии, лауреатом
Государственной премии 1946 г. Студент нашего института С. А. Коровин стал в
дальнейшем выдающимся конструктором стрелкового оружия. Выпускник 1901 года,
один из организаторов первой политической украинской партии в Российской
империи, Л. М. Мациевич создал проект одного из первых гидропланов, впервые в
мире предложил и обосновал идею «авиационного судна» со специальной палубой для
размещения до 25 аэропланов.
Выпускник 1908 года Г. А. Ботезат был членом Технического комитета Управления
Военно-Воздушного Флота Российской империи; затем, уже в Америке, стал одним из
первых экспертов Национального консультативного комитета по аэронавтике США. Его
работы оказали существенное влияние на развитие летательных аппаратов во всем
мире. По заказу Военно-воздушных сил США Г. А. Ботезат создал первый в мире
вертолет, успешно совершивший устойчиво управляемый полет. Это был первый
военный контракт на сооружение винтокрылого аппарата в США. Максимальная
полезная нагрузка первого американского вертолета составила рекордное достижение
для того времени – 450 кг и оставалась непревзойденной в течение двух десятков
лет.
В 1925 году в ХТИ защитил свой диплом по теме «Пассажирский аэроплан» М. И.
Гуревич – известный в дальнейшем, как создатель первых советских реактивных
истребителей, самых совершенных в мире; серийных управляемых крылатых ракет,
катапультных кресел. Модификацией его самолетов занимается сейчас Львовский
государственный авиационно-ремонтный завод.
В ХТИ в 1926 году под руководством А. Я. Щербакова была организована первая в
Украине студенческая группа по исследованию проблем реактивного полета. В годы
войны было выпущено 567 военно-транспортных самолётов Ще-2. А. Я. Щербаков,
ближайший друг и соратник основоположника космонавтики С. П. Королева, внес
решающий вклад в доводку и организацию серийного выпуска первой советской
баллистической управляемой ракеты. Под руководством бывшего студента нашего
института М. Ю. Цирульникова создан ряд образцовых артиллерийских орудий, в т.
ч. знаменитая «сорокопятка», «Аннушка». В дальнейшем он стал создателем первых
мощных энергетических установок на твердом топливе для ракетно-космических
систем.
Запуски на Байконуре первых в мире межконтинентальных баллистических ракет и
космических аппаратов проводила самая знаменитая инженерно-испытательная часть
под командованием бывшего студента нашего института О. И. Майского. Выпускник
1937 года А. А. Витрук стал первым начальником Командно-измерительного
комплекса, с которого началась история Космических войск. Лауреатами Ленинской и
Государственной премий СССР и Украины в области науки и техники стали выпускники
ХПИ, генеральные и главные конструкторы систем управления ракет Я. Е. Айзенберг,
А. И. Кривоносов, В. А. Уралов, Г. И. Лящев, Г. А. Борзенко и другие.
Выпускник 1936 года В. А. Маслов в 1940 г. подал первые авторские заявки на
конструкцию атомной бомбы и методы разделения изотопов урана. Первыми
теоретиками советского атомного проекта были выпускники нашего института А. С.
Компанеец и Е. М. Лифшиц вместе со своими учителями, академиками Л. Д. Ландау и
А. И. Лейпунским. Н. О. Кваша – выпускник 1953 года – был генеральным
конструктором самых современных подводных лодок.
Харьковский политехнический институт подготовил многих прославленных
конструкторов двигателей для бронетанковой техники. Всемирную известность
получила Харьковская школа танкостроения, основу которой составили выпускники и
преподаватели нашего института. «Украина – одна из восьми стран мира, владеющих
полным циклом создания и производства бронетанковой техники, в том числе,
колесных и гусеничных машин – конкурентоспособных и пользующихся спросом на
мировом рынке. Активное развитие этой отрасли обусловлено тесным сотрудничеством
конструкторского бюро с кафедрой колесных и гусеничных машин НТУ «ХПИ», а также
благодаря деятельности специалистов, которых готовит эта кафедра», – отметил
Герой Украины, Генеральный конструктор Украины по созданию бронетанковой техники
и артиллерийских систем, Почетный доктор НТУ «ХПИ» М. Д. Борисюк на церемонии
открытия мемориальной доски профессору В. П. Аврамову, первому заведующему
кафедрой (ныне – кафедра «Информационные технологии и системы колесных и
гусеничных машин»).
Сергей Назаренко
При подготовке статьи использовались книга «Еліта держави – видатні
випускники Національного технічного університету «Харківський політехнічний
інститут»» и биографическая энциклопедия «Космонавтика и ракетостроение».