|
На протяжении всей истории Харьковского политехнического института представители его многочисленных научных школ, выпускники – специалисты во многих областях науки и техники – вносили огромный вклад в укрепление обороноспособности страны. Уже первый директор института В. Л. Кирпичев был правителем дел первого в Российской империи официального органа по воздухоплаванию – организованной в 1869 г. Комиссии по применению аэростатов к военным целям под председательством знаменитого генерала, начальника инженерных войск Э. И. Тотлебена. После окончания нашего института в 1896 г. А. Г. Дукельский стал создателем первых отечественных корабельных и береговых установок крупного калибра и железнодорожной артиллерии, лауреатом Государственной премии 1946 г. Студент нашего института С. А. Коровин стал в дальнейшем выдающимся конструктором стрелкового оружия. Выпускник 1901 года, один из организаторов первой политической украинской партии в Российской империи, Л. М. Мациевич создал проект одного из первых гидропланов, впервые в мире предложил и обосновал идею «авиационного судна» со специальной палубой для размещения до 25 аэропланов.
Выпускник 1908 года Г. А. Ботезат был членом Технического комитета Управления Военно-Воздушного Флота Российской империи; затем, уже в Америке, стал одним из первых экспертов Национального консультативного комитета по аэронавтике США. Его работы оказали существенное влияние на развитие летательных аппаратов во всем мире. По заказу Военно-воздушных сил США Г. А. Ботезат создал первый в мире вертолет, успешно совершивший устойчиво управляемый полет. Это был первый военный контракт на сооружение винтокрылого аппарата в США. Максимальная полезная нагрузка первого американского вертолета составила рекордное достижение для того времени – 450 кг и оставалась непревзойденной в течение двух десятков лет.
|
В 1925 году в ХТИ защитил свой диплом по теме «Пассажирский аэроплан» М. И. Гуревич – известный в дальнейшем, как создатель первых советских реактивных истребителей, самых совершенных в мире; серийных управляемых крылатых ракет, катапультных кресел. Модификацией его самолетов занимается сейчас Львовский государственный авиационно-ремонтный завод.
В ХТИ в 1926 году под руководством А. Я. Щербакова была организована первая в Украине студенческая группа по исследованию проблем реактивного полета. В годы войны было выпущено 567 военно-транспортных самолётов Ще-2. А. Я. Щербаков, ближайший друг и соратник основоположника космонавтики С. П. Королева, внес решающий вклад в доводку и организацию серийного выпуска первой советской баллистической управляемой ракеты. Под руководством бывшего студента нашего института М. Ю. Цирульникова создан ряд образцовых артиллерийских орудий, в т. ч. знаменитая «сорокопятка», «Аннушка». В дальнейшем он стал создателем первых мощных энергетических установок на твердом топливе для ракетно-космических систем.
Запуски на Байконуре первых в мире межконтинентальных баллистических ракет и космических аппаратов проводила самая знаменитая инженерно-испытательная часть под командованием бывшего студента нашего института О. И. Майского. Выпускник 1937 года А. А. Витрук стал первым начальником Командно-измерительного комплекса, с которого началась история Космических войск. Лауреатами Ленинской и Государственной премий СССР и Украины в области науки и техники стали выпускники ХПИ, генеральные и главные конструкторы систем управления ракет Я. Е. Айзенберг, А. И. Кривоносов, В. А. Уралов, Г. И. Лящев, Г. А. Борзенко и другие.
Выпускник 1936 года В. А. Маслов в 1940 г. подал первые авторские заявки на конструкцию атомной бомбы и методы разделения изотопов урана. Первыми теоретиками советского атомного проекта были выпускники нашего института А. С. Компанеец и Е. М. Лифшиц вместе со своими учителями, академиками Л. Д. Ландау и А. И. Лейпунским. Н. О. Кваша – выпускник 1953 года – был генеральным конструктором самых современных подводных лодок.
|
Харьковский политехнический институт подготовил многих прославленных конструкторов двигателей для бронетанковой техники. Всемирную известность получила Харьковская школа танкостроения, основу которой составили выпускники и преподаватели нашего института. «Украина – одна из восьми стран мира, владеющих полным циклом создания и производства бронетанковой техники, в том числе, колесных и гусеничных машин – конкурентоспособных и пользующихся спросом на мировом рынке. Активное развитие этой отрасли обусловлено тесным сотрудничеством конструкторского бюро с кафедрой колесных и гусеничных машин НТУ «ХПИ», а также благодаря деятельности специалистов, которых готовит эта кафедра», – отметил Герой Украины, Генеральный конструктор Украины по созданию бронетанковой техники и артиллерийских систем, Почетный доктор НТУ «ХПИ» М. Д. Борисюк на церемонии открытия мемориальной доски профессору В. П. Аврамову, первому заведующему кафедрой (ныне – кафедра «Информационные технологии и системы колесных и гусеничных машин»).
Сергей Назаренко
При подготовке статьи использовались книга «Еліта держави – видатні випускники Національного технічного університету «Харківський політехнічний інститут»» и биографическая энциклопедия «Космонавтика и ракетостроение».