Под системой дуального образования подразумевается практика, когда в
подготовке молодых специалистов принимают участие сразу два заведения – учебное
(вуз, колледж и др.) и обучающее предприятие. Учебный процесс организован так,
что в вузе студент сначала получает базовые теоретические знания. Затем он
отправляется практиковаться на предприятие, предварительно заключившее с
университетом соглашение о сотрудничестве, и выполняет там работу, связанную с
выбранной специальностью. При этом его труд оплачивается предприятием.
Вспомнить хорошее…
Родоначальниками системы дуального образования по праву считают немцев. И это
неудивительно – народ практичный и трудолюбивый, старается максимально
использовать ресурсы, в особенности время. Немецкая система, которая совмещает
государственную профессиональную школу с производственным обучением, считается
всемирно образцовой, и экспортирована во многие страны. Этот опыт повторила
Канада, в Европе – Австрия, Швейцария и другие. В советскую систему тоже попали
отголоски: тогда у нас существовали заводы-ВТУЗы, обучение в которых
предполагало параллельную работу на предприятии.
Технологии меняются так быстро, что их даже в учебниках описывать не успевают
Мы уже все давно говорим о том, что образование в Украине не успевает за
техническим прогрессом. Мир так быстро меняется, что молодые люди, поступая в
учебное заведение, оканчивают его и попадают в совершенно другой технологический
мир, который за 5 лет их учебы изменился до неузнаваемости. Это особенно
характерно для IT специалистов.
Естественно, преподаватели вузов не успевают следить за этими тенденциями, и
наши студенты выпускаются с не самыми современными знаниями.
Однако бизнес гораздо проворнее, он работает с новейшими технологиями и не
может отставать, иначе проиграет. Немцы еще в 70-х годах это поняли, когда
началась современная техническая революция. Они решили, что нужно теоретические
знания давать в вузе, а практические – на предприятии. Для получения
теоретических знаний студенту достаточно 1–2 дня в неделю посещать вуз, а также
работать самостоятельно. А сегодня нам доступен еще и интернет, где можно найти
любую информацию. Остальная подготовка – это конкретная работа на предприятии.
Начинаем эксперимент дуального образования в колледже
В марте этого года я специально поехал в Штутгарт для изучения принципов
дуального образования и был впечатлён тем, как это поставлено у немцев.
Современной Украине этот путь еще предстоит. Вот мы и решились с 1 сентября 2014
года инициировать эксперимент по дуальному образованию в Харьковском
компьютерно-технологическом колледже НТУ «ХПИ».
Я обратился в Министерство образования и науки Украины и сразу получил
согласие на такой эксперимент. Студенты третьего курса будут устраиваться на
работу в наши компании-партнеры. Они будут учиться два дня в неделю – в
понедельник и субботу, а также заниматься самостоятельной подготовкой. А
остальные 4 дня в неделю – работать. С компаниями же мы согласуем, чтобы ребята
работали в определенных направлениях, связанных с тем, что они изучают.
Tак учиться смогут студенты всех специальностей – и компьютерных, и
машиностроительных. Сегодня уже достигнута договоренность с Харьковским
авиационным заводом, фирмами «Хартрон» и «Sigma». Учась на третьем и четвертом
курсах нашего колледжа и параллельно работая там, ребята смогут увидеть, как
проходит настоящая жизнь на работе.
После окончания колледжа они смогут остаться в этой компании, а могут пойти
учиться дальше. Но я думаю, что после первых двух лет нашей практики дуального
образования эта система будет введена и в НТУ «ХПИ», и студенты, поступив в
университет после колледжа, смогут работать на предприятиях и получать знания
одновременно.
Мы внимательно следим за студентами
Ни для кого не секрет, что многие студенты, начиная с третьего курса вуза,
идут работать. Зачастую они пропускают занятия, не справляются с учебным планом.
По окончании вуза многие не могут найти достойную работу из-за нехватки
теоретических знаний. Запретами бороться с этим бесполезно – проблему нужно
решать.
Мы решили перестроить учебные планы таким образом, чтобы ребята успевали
получить теоретические знания в отведенное им на это время. А с предприятиями мы
договариваемся о том, что студенты у них будут работать 4 дня и получать
зарплату.
Этим мы создаем правильный посыл – ребята будут работать с теми
предприятиями, которые не только стремятся получить от них результат, но хотят
еще, чтобы они учились и развивались дальше, и при этом готовы помогать и
учебному заведению в подготовке высококвалифицированных специалистов.
Все это мы делаем в рамках проекта «Силиконовая долина», который начался в
2007 году и заключается в создании учебно-научно-производственного комплекса
между успешными IT-компаниями, промышленными предприятиями и профильными вузами.
«Силиконовая долина» призвана обучить студентов на примере реальных бизнес
проектов и дать им знания и опыт, необходимые в реальной жизни.
Дуальное образование – это часть большого проекта Публично-Приватного
Партнёрства, я бы сказал, что это его первая часть, и она уже в процессе
воплощения.