Под системой дуального образования подразумевается практика, когда в подготовке молодых специалистов принимают участие сразу два заведения – учебное (вуз, колледж и др.) и обучающее предприятие. Учебный процесс организован так, что в вузе студент сначала получает базовые теоретические знания. Затем он отправляется практиковаться на предприятие, предварительно заключившее с университетом соглашение о сотрудничестве, и выполняет там работу, связанную с выбранной специальностью. При этом его труд оплачивается предприятием.
Вспомнить хорошее…
Родоначальниками системы дуального образования по праву считают немцев. И это неудивительно – народ практичный и трудолюбивый, старается максимально использовать ресурсы, в особенности время. Немецкая система, которая совмещает государственную профессиональную школу с производственным обучением, считается всемирно образцовой, и экспортирована во многие страны. Этот опыт повторила Канада, в Европе – Австрия, Швейцария и другие. В советскую систему тоже попали отголоски: тогда у нас существовали заводы-ВТУЗы, обучение в которых предполагало параллельную работу на предприятии.
Технологии меняются так быстро, что их даже в учебниках описывать не успевают
Мы уже все давно говорим о том, что образование в Украине не успевает за техническим прогрессом. Мир так быстро меняется, что молодые люди, поступая в учебное заведение, оканчивают его и попадают в совершенно другой технологический мир, который за 5 лет их учебы изменился до неузнаваемости. Это особенно характерно для IT специалистов.
Естественно, преподаватели вузов не успевают следить за этими тенденциями, и наши студенты выпускаются с не самыми современными знаниями.
Однако бизнес гораздо проворнее, он работает с новейшими технологиями и не может отставать, иначе проиграет. Немцы еще в 70-х годах это поняли, когда началась современная техническая революция. Они решили, что нужно теоретические знания давать в вузе, а практические – на предприятии. Для получения теоретических знаний студенту достаточно 1–2 дня в неделю посещать вуз, а также работать самостоятельно. А сегодня нам доступен еще и интернет, где можно найти любую информацию. Остальная подготовка – это конкретная работа на предприятии.
Начинаем эксперимент дуального образования в колледже
В марте этого года я специально поехал в Штутгарт для изучения принципов дуального образования и был впечатлён тем, как это поставлено у немцев. Современной Украине этот путь еще предстоит. Вот мы и решились с 1 сентября 2014 года инициировать эксперимент по дуальному образованию в Харьковском компьютерно-технологическом колледже НТУ «ХПИ».
Я обратился в Министерство образования и науки Украины и сразу получил согласие на такой эксперимент. Студенты третьего курса будут устраиваться на работу в наши компании-партнеры. Они будут учиться два дня в неделю – в понедельник и субботу, а также заниматься самостоятельной подготовкой. А остальные 4 дня в неделю – работать. С компаниями же мы согласуем, чтобы ребята работали в определенных направлениях, связанных с тем, что они изучают.
Tак учиться смогут студенты всех специальностей – и компьютерных, и машиностроительных. Сегодня уже достигнута договоренность с Харьковским авиационным заводом, фирмами «Хартрон» и «Sigma». Учась на третьем и четвертом курсах нашего колледжа и параллельно работая там, ребята смогут увидеть, как проходит настоящая жизнь на работе.
После окончания колледжа они смогут остаться в этой компании, а могут пойти учиться дальше. Но я думаю, что после первых двух лет нашей практики дуального образования эта система будет введена и в НТУ «ХПИ», и студенты, поступив в университет после колледжа, смогут работать на предприятиях и получать знания одновременно.
Мы внимательно следим за студентами
Ни для кого не секрет, что многие студенты, начиная с третьего курса вуза, идут работать. Зачастую они пропускают занятия, не справляются с учебным планом. По окончании вуза многие не могут найти достойную работу из-за нехватки теоретических знаний. Запретами бороться с этим бесполезно – проблему нужно решать.
Мы решили перестроить учебные планы таким образом, чтобы ребята успевали получить теоретические знания в отведенное им на это время. А с предприятиями мы договариваемся о том, что студенты у них будут работать 4 дня и получать зарплату.
Этим мы создаем правильный посыл – ребята будут работать с теми предприятиями, которые не только стремятся получить от них результат, но хотят еще, чтобы они учились и развивались дальше, и при этом готовы помогать и учебному заведению в подготовке высококвалифицированных специалистов.
Все это мы делаем в рамках проекта «Силиконовая долина», который начался в 2007 году и заключается в создании учебно-научно-производственного комплекса между успешными IT-компаниями, промышленными предприятиями и профильными вузами. «Силиконовая долина» призвана обучить студентов на примере реальных бизнес проектов и дать им знания и опыт, необходимые в реальной жизни.
Дуальное образование – это часть большого проекта Публично-Приватного Партнёрства, я бы сказал, что это его первая часть, и она уже в процессе воплощения.