Чтобы студент стал интеллигентом

[Е. Малявин, асс. кафедры «Педагогика и психология управления социальными системами» ]
#3-4 от 17.02.2005

Технические, гуманитарные и общественные дисциплины формируют профессиональные и лидерские качества будущего инженера-руководителя. Но ему необходимо еще и гуманное мировоззрение (человечность), т.е. такое качество, как интеллигентность. Это, не интеллектуальность (образованность), а состояние души. Многие студенты путают данные понятия, понимая под интеллигентом только образованного и культурного человека, на самом деле это нечто большее. Философы Бердяев и Фромм считали, что в интеллигенте важны такие качества как любовь к ближнему, милосердие, сострадание, мудрость, т.е. интеллигент – это личность, живущая не только для себя, но и для других людей.

Основная функция интеллигенции состоит в создании и хранении важных духовных ценностей нашего общества. Эти ценности мы должны передать нашим студентам. Доктор исторических наук, профессор В.И. Астахова считает, что основными признаками интеллигентности являются: подвижничество, высокая гражданственность, совесть, свободомыслие, толерантность (терпимость к чужим убеждениям). Интеллигентность нерасторжимо связана с нравственностью, понимаемой как комплекс моральных качеств и как познание ценностей духовного мира, как установка на понимание и сочувствие.

Теперь мне кажется, вы меня поймете, почему будущему инженеру-руководителю очень важно быть интеллигентом. Как можно сформировать у него данное качество? Это могут сделать преподаватели только на собственных примерах, поскольку педагог является для студента, как источником получения новой информации, так и представителем культуры данного общества и, соответственно, примером для подражания. Студент за время учебы впитывает в себя новые нормы и ценности. Старше и авторитетней преподавателя (будь то аспирант, доцент, профессор, доктор наук, ректор) в вузе нет. Они представляют более взрослый мир по отношению к студентам. Последние, так или иначе, оставляют в своей памяти те или иные образы педагогов, и очень важно, чтобы все эти образы были положительными.

Нами было проведено небольшое социсследование среди студентов 4 курса И, ИФ и ФТ факультетов, одно из предложений анкеты было сформулировано так: «Назовите качества, необходимые современному преподавателю». Высказано было очень много разных мнений, но из всей суммы качеств, перечисленных студентами, чаще других встречались такие: знание предмета, умение доступно изложить материал, общительность, справедливость оценок, умение заинтересовать, чувство юмора, ум, воспитанность, гуманность.

Эти студенческие мнения еще раз подтвердили, что преподавателю необходимо быть добрым, понимать студентов, уважать их точку зрения, пытаться довести научную информацию до каждого студента, учитывая его внутренние психологические особенности, тем более что современный руководитель, которого мы формируем, – это не только инженер-руководитель, но и воспитатель, созидатель в трудовом коллективе. В большинстве экономически развитых стран становление руководителей происходило благодаря не столько экономическим факторам, сколько путем культурного развития и объединением, как руководителей, так и остального населения вокруг общечеловеческих, гуманных, высоких идей и целей для блага каждого человека и общества в целом.

В завершении хочется сказать, что для будущего инженера-руководителя победой должна являться не только хорошо произведенная продукция, но и хороший психологический климат в организации: радость людей, чувство своей значимости, та теплота, которая вдохновляет творить. Данные факторы смогут приблизить не только к экономическому, но и к духовному возрождению нашего общества. Общество – это очень нежный, хрупкий, живой организм. Поэтому, быть инженером – значит создавать, а быть интеллигентом – значит созидать, и одно без другого невозможно.

Дніпропетровський національний університет імені Олеся Гончара Національний університет цивільного захисту України Народная украинская академия Харківський національний автомобільно-дорожній університет Національний фармацевтичний університет Національний гірничий університет