Прогрессивные вузы уже осознали важнейшую роль критического мышления и активного обучения и стремятся подготовить студентов к роли ответственных граждан в соответствии с теми стремительными преобразованиями, что происходят в политической, социальной и культурной областях в странах Восточной Европы и Центральной Азии. В вузах Киева, Харькова, Кировограда преподаются разные курсы критического мышления (на основе углубленного изучения логики, анализа данных, аргументации или философии).
Признание того факта, что интеллектуальные требования университета отличаются от требований школы, и для достижения успехов в университете большинству студентов полезно пройти специальное обучение для овладения умениями рассуждать обусловило разработку практического вводного курса по критическому мышлению. Он призван улучшить понимание того, что значит «осмысленно обрабатывать информацию». «Главной задачей развития критического мышления есть формирование интеллектуального потенциала изобретательности человечества», – это высказывание философа Меттю Липмана достаточно точно выявляет причину того, почему сегодня в странах со слабой экономикой образование делает ставку на развитие критического мышления. В современных условиях существует острая необходимость в специалистах, которые понимают, что для успешной работы уже недостаточно широкой осведомленности в существующем уровне профессиональных знаний и умений. Речь идет о готовности к гибкой переориентации своей деятельности.
Важная роль в курсе отводится знакомству со «стратегиями мышления», «правилами осуществления» познавательных действий, игнорирование которых приводит к формированию формальных взглядов и ошибочных представлений.
Среди наиболее распространенных стереотипов:
1) перекручивание реальной картины из-за личного предубеждения или неспособности увидеть очевидное противоречие (тенденция к подтверждению);
2) амбициозность, утверждение своего статуса, иллюзии и предубеждения (чрезмерная уверенность);
3) недооценивание влияния наглядной и случайной информации (эвристики наглядности и репрезентативности);
4) склонность относительно большей достоверности благоприятных и меньшей достоверности неблагоприятных случаев (тенденция к принятию желаемого за действительное).
Мы убедились, что студенты, овладевшие технологией критического мышления, заинтересованно относятся к разнообразию мнений, осознают важность подключения к совместному поиску, умения идти к пересмотру, изменению и развитию собственных представлений, создания такой атмосферы, которая предоставляла бы возможность свободно принимать или аргументировано возражать друг другу. Главная тема: СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. На основании этой центральной темы могут развиваться ряд вспомогательных тем, главное помочь студентам разобраться в том, каким образом мы
– приходим к пониманию больших и мелких проблем нашего времени?
– приступаем к их решению, чтобы добиться положительных изменений?
– размышляем над проблемами, чтобы выработать оптимальный курс действий?
– обсуждаем проблемы и разрешаем конфликты, чтобы понять все мнения и учесть их?
Структура курса может быть достаточно гибкой и может меняться с учетом специфических потребностей университетов. Его преподавание призвано поддерживать дискуссионные формы работы, совместное исследование, выработку независимой позиции на основе выполнения письменных работ. Не вызывает сомнений тот факт, что знакомство с технологией критического мышления может проходить в рамках практически любого курса, и это должно стать предметом серьезного разговора всех прогрессивных педагогов.