О газете | Архив номеров | Архив статей | Поиск      

Пробуждение воли


[Профессор Г. Зубарь, А. Топтыгин, ведущий научный сотрудник]
#3-4 от 17.02.2005

Личностно ориентированные образовательные технологии

Направленность работы творческой мастерской связана с актуальным вопросом сегодняшнего времени: как построить учебный процесс, чтобы студент приобрел не просто некоторую сумму знаний, но и развил внутренние способности, которые смогут быть интегрированы с внешней эффективностью в социальной жизни. Мы часто видим, что самое продуманное предметное обеспечение учебного процесса и высокий уровень профессионализма педагогов не всегда способны обеспечить подготовку специалистов в соответствии с требованиями 21 века. В педагогике, как и в технике, именно «высокие технологи» встречаются не на каждом шагу, и проблем очень много. Именно поэтому заслуживает внимание уникальная новая образовательная технология «Пробуждение воли», которая может быть представлена как «высокая технология» с точки зрения наукоёмкости, системности, моделирования и оптимизации обучающих процессов, потенциально способных обеспечить принципиально новые качества у выпускников вузов. Новая технология базируется на современном человекопознании – «антропософии» – и ее практическом применении – вальфдорфской педагогике, признанной ЮНЕСКО педагогикой 21 века, а также на новейших достижениях андрогогики – образовании взрослых. Эта технология (разработанная в Англии в рамках нового европейского образовательного движения «Обновление образования взрослых»), соединенная с инновационными разработками НТУ «ХПИ», была опробована нами при работе со студентами и преподавателями нашего университета в течение 4 последних лет, что послужило базой для работы нашей творческой мастерской.

Пленарное заседание школы-семинара открыл проректор по научно-педагогической работе, зав. кафедрой педагогики и психологии управления социальными системами, профессор А.Г. Романовский. В президиуме (справа налево) профессор В.Н. Кухаренко, ректор НТУ «ХПИ», профессор Л.Л. Товажнянский, начальник главного управления образования и науки Харьковской облгосадминистрации Л.А. Белова, профессор А.Г. Романовский, начальник Методического отдела НТУ «ХПИ», доцент И.М. Рыщенко. Фото В. Русиновского.

Название новой, личностно и практически ориентированной, технологии «Пробуждение воли» связано с тем, что процесс обучения, как и всякое творчество, связан с преодолением сопротивления, попыткой сделать усилие. Поэтому в обучении должна быть задействована независимая, самостоятельная воля к обучению. Эта работающая воля, связанная с природой «Я» взрослого человека, созидает мотивации к обучению, познанию, развитию, совершенствованию на протяжении всей жизни, а также вырабатывает социальную активность и социальную ответственность. Именно поэтому обучающие процессы в новой технологии направлены не только к мыслительной деятельности человека, но и к волевой деятельности и сфере чувств, через которую возможно гармонизировать все три вида душевных сил в учебном процессе. Гармонизация трех душевных сил при построении дизайнов курсов служит мощным катализатором эффективности учебного процесса и оказывает самотогенетический (оздоравливающий) эффект в отличие от небезопасных технологий, где речь идет только о развитии интеллекта.

Процесс моделирования и оптимизации основан на выработке тех способностей, которые необходимы взрослому человеку, чтобы вести здоровый образ жизни и внести свой творческий вклад в мир. При этом предлагаются не декларации, а конкретные принципы и процессы. Например, важной задачей является выработка независимого, самостоятельного суждения, без чего взрослый человек или слепо верит в авторитеты, или развивает бессмысленный критицизм. (Можно вспомнить волошинские стихи: «Принявший истину на веру – ею слепнет. Насилье истиной страшнее всех убийств»). Важной задачей является выработка способностей к вербальному и невербальному обучению, что открывает колоссальные перспективы подключения правого полушария мозга, ответственного за образное мышление, интуицию, «живое» мышление и др. к учебному процессу. В целом вся технология направлена также на совершенствование деятельности усвоения, что является фундаментом всех приобретений учащегося, планируемых целями образования.

Работа мастерской, а также постоянно действующего семинара в системе повышения квалификации преподавателей показала готовность и способность педагогов учиться новому, их понимание новой технологии как инструмента развития личности, залога ее самореализации и самоактуализации. При овладении новым мастерством педагог должен состоятся как новый тип современного лидера, дающего возможность студенту полноценно войти в сегодняшний мир, т. е. как человек, который строит будущее, а не просто связывает студента со знаниями, которые всегда являются прошлым.

В заключение хочется поблагодарить выпускников нашего семинара доцента Т.А. Оприщенко, В.А. Гайворонскую, И.А. Рябову, которые плодотворно помогали в работе нашей творческой мастерской.

Разработка, поддержка и наполнение: лаборатория информационно-поисковых систем НТУ "ХПИ" © 2004 — 2021


Яндекс.Метрика

Дніпропетровський національний університет імені Олеся Гончара Національний університет цивільного захисту України Народная украинская академия Харківський національний автомобільно-дорожній університет Національний фармацевтичний університет Національний гірничий університет