Мастерская «Дистанционное обучение» была посвящена вопросам создания дистанционных курсов для специализации, организации дистанционного учебного процесса и использованию дистанционных курсов для студентов дневной формы обучения. Слушатели имели возможность ознакомиться с опытом работы Проблемной лаборатории дистанционного обучения (ПЛДО) и кафедры технической криофизики.
|
Первый вопрос, который возникает в учебном заведении – как создать группу дистанционных курсов, которые бы позволили проводить дистанционный учебный процесс по специализации. Слушатели мастерской познакомились с опытом, полученным при реализации в 2003 году проекта «Поддержка институционального развития в Украине», который финансировался Британским правительством. В рамках этого проекта четыре Региональных института Национальной академии государственного управления при Президенте Украины (Львов, Одесса, Днепропетровск, Харьков) разработали программу повышения квалификации для госслужащих 5 – 7 категорий.
Следующий вопрос, который возникает после создания дистанционного курса – как учить дистанционно. Мировая практика дистанционного обучения показывает, что для тьютора необходима предварительная подготовка (тренинг). Этот вопрос был решен в рамках описанного проекта. После экспертизы модулей (предметной и методической) 20 преподавателей в течение шести недель обучались в дистанционном курсе «Практикум тьютора». Слушатели дистанционного курса, которые успешно прошли обучение, провели дистанционное обучение госслужащих своего региона. Следует отметить, что госслужащие отнеслись к дистанционному обучению положительно, отметив при этом, что желательно перед этим курсом проводить небольшой вводный курс по основам Интернет и дистанционному обучению, т. е. студента к дистанционному обучению необходимо готовить. По окончании проекта 11 слушателей дистанционного курса «Практикум тьютора» получили сертификат тьютора. Всего такой сертификат получили 15 человек, среди них только 2 преподавателя университета.
Второй вопрос, рассмотренный на заседании мастерской, – это использование виртуальной учебной среды для создания дистанционного курса и проведения занятий. Опыт нашего университета показывает, что без методической поддержки возможности любой среды используются разработчиками дистанционного курса только на 50 %. Были продемонстрированы новые возможности среды «Веб-класс ХПИ» (разработчик сотрудник ПЛДО, доц. Н.-В. Савченко) и проведено сравнение с другими средами (Прометей, E-learning, Moodle, WebCT). В среде появился «Тьютор-центр», позволяющий гибко управлять учебным процессом группы и сопровождать рейтинг.
И, конечно, самый главный вопрос, как использовать дистанционный курс, если организация дистанционного обучения в учебном заведении еще только планируется, и дистанционных студентов пока нет. Опыт американских коллег показывает, что дистанционное обучение успешно развивается в тех учебных заведениях, где преподаватель получает поддержку заведующего кафедрой и декана. Где этого нет – там нет и дистанционного обучения.
Опыт кафедры технической криофизики и кафедры экономической кибернетики и маркетингового менеджмента показывает, что дистанционные курсы с успехом могут быть использованы для дневной формы обучения. Студенты работают с дистанционным курсом на плановых практических занятиях в компьютерном классе, лекции читаются по расписанию, но теперь на них, вместо традиционного чтения лекции, можно организовать обсуждение материала, расположенного в дистанционном курсе или записанного на компакт-диск студента. Наблюдения показывают, что использование дистанционного курса повышает мотивацию студентов, приучает к систематической работе, усиливает практическую направленность курса, позволяет преподавателю организовать входной, модульный и итоговый контроль. Студент с удовольствием работает в дистанционном курсе, общается со своими коллегами и преподавателем во внутрикурсовой почте и Форуме. Анализ результатов обучения студентов первого (курс «Информационные технологии и программирование») и четвертого (курс «Теоретические основы низкотемпературной техники») курсов кафедры технической криофизики показывает, что студент в среднем работает с курсом 9 (первый курс) – 5 (четвертый курс) часов в семестр, длительность сеанса составляет 20 мин., студент делает в среднем 5 попыток при прохождении теста. Положительным моментом стало открытие доступа компьютерам локальной сети общежития к сайту дистанционных курсов. Активность студентов старшего курса существенно возросла.
Мнение студентов первого курса: «…этот курс вырабатывает навыки самостоятельного обучения, стимулирует студента к получению образования. Считаю очень удобным то, что можно кроме плановых практических занятий посещать компьютерный класс в удобное для себя время. Еще одним преимуществом считаю то, что преподавателю легко определить уровень подготовки студента» (Е.Замлер, ФТ-23).
А вот мнение другого студента. «Такой метод обучения для меня был, естественно, новым и сначала даже непонятным. Но со временем я оценила все «плюсы» и «минусы» дистанционных занятий.
Большим «плюсом» я считаю то, что в любое время я могу прийти на кафедру и разобраться с тем вопросом, который меня интересует, если что-то забываешь, можно также вернуться к необходимому материалу и повторить. Но, на мой взгляд, ничто не заменит живого общения с квалифицированным преподавателем.... Лекции, которые проводились, я считаю необходимыми. Ведь именно на них мы обсуждали все неясные моменты, интересные задачи. Дистанционное обучение – это хорошо придумано, но пусть оно проходит параллельно с лекциями, дополняя друг друга, и пополняет знания студентов более глубоко» (А. Первакова, ФТ-23).