Определение текущих целей современного высшего образования требует понимания будущих потребностей нашего общества. Что ждет нашу экономику через 5-10 лет? Глобализация? Стремительный рост? Высокая конкуренция? Информатизация? Высокие технологии? Демографические изменения? Только этот перечень далеко не единственных факторов позволяет сделать хотя бы один прогноз, в котором ни у кого нет сомнений – изменения набирают скорость и масштабы и будут неотъемлемой характеристикой среды, в которой придется работать организациям в 21 веке.
|
На первый план ключевых факторов успеха будущих организаций выходит их способность быстро адаптироваться к изменениям. В таких условиях понятие «профессионализм» сотрудника становится намного шире. От будущих профессионалов ждут не только глубоких знаний, профессиональных умений, но и в первую очередь лидерских навыков. Время лидеров-одиночек проходит, и успеху организаций будущего будет способствовать так называемое многовекторное лидерство, когда в организации работает команда лидеров, способных заглядывать в будущее и формировать новое видение развития организации в целом, своего подразделения, брать на себя ответственность, принимать самостоятельные решения и вести за собой последователей.
Задача воспитания лидеров, развития их навыков ложится на плечи не только самих организаций, эта задача сейчас стоит и перед системой высшего образования. Можно выделить множество факторов, которые способствуют развитию лидерского потенциала студентов, но, пожалуй, один из самых основных – это наличие учителя-лидера, способного увлечь своим предметом, выстроить его систему мотивации, убедить, поднять самооценку студента, стимулировать развитие его сильных сторон, научить работать над слабыми сторонами и… просто быть ролевой моделью успеха в жизни.
Значит, и к преподавателю предъявляются новые требования. Ведь в раскрытии и развитии лидерского потенциала студентов очень многое зависит и от личностных характеристик преподавателя и от его педагогических навыков – например, умения стимулировать дискуссию, когда студенты учатся генерировать идеи, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, уважать мнение других слушать и слышать других.
Центр «Перспектива» НТУ «ХПИ» в рамках VII Межвузовской школы-семинара «Новые технологии в образовании» предоставил возможность сотрудникам университетов Харькова и других регионов Украины не только задуматься над этой проблемой, сформулировать цели своего собственного развития, но и отработать некоторые навыки эффективного лидера. В рамках конференции Центром были предложены три мастер–класса: «Лидерство и менеджмент в новом тысячелетии», «Эффективные коммуникации» и «Тренинг ассертивности (уверенного поведения)».
В тренингах мастер–класса Центра „Перспектива” приняли участие 88 преподавателей из 21 вуза Украины.
Все тренинги мастер–класса были нацелены также на предоставление участникам возможности познакомиться с активными методами, способствующими раскрытию лидерского потенциала, развитию навыков коммуникаций и уверенного поведения. Об эффективности проведенных тренингов свидетельствует оценка самих участников, которые отметили наиболее ценные моменты, вынесенные ими для себя после работы в мастер–классах Центра «Перспектива»: они увидели инновационные подходы в преподавании; получили возможность самооценки как лидера, преподавателя; выявили собственный потенциал для развития; получили дополнительные знания; почувствовали системность в освещении проблемы; познакомились с новой формой обучения – тренингом; получили опыт использования интерктива и групповой динамики; получили удовольствие от общения с коллегами и тренерами.
Центр „Перспектива” уже имеет трехлетний опыт проведения мастер-классов в рамках данной школы-семинара. Мы надеемся, что наше сотрудничество с методическим отделом будет продолжено и в будущем. Кроме участия в проведении подобных мастер-классов наш Центр также проводит тренинги личностного роста в рамках программ повышения квалификации сотрудников НТУ „ХПИ”. К числу тренингов относятся «Инструменты управления карьерой: резюме и портфолио», «Подготовка и проведение публичных выступлений, докладов и эффективных презентаций», «Самоменеджмент и управление временем». Ближайшая серия тренингов запланирована на март–апрель 2005 года. По всем организационным вопросам мы просим обращаться в методический отдел НТУ «ХПИ». Мы будем рады видеть наших участников!!!