Личность. Ученый. Общественный деятель. Учитель

#17-18 от 17.10.2012

Пройдет время, и мы сможем более спокойно и аргументированно говорить о жизненном пути выдающейся личности, легенде Харьковского политехнического, профессоре Анатолии Федоровиче Шеховцове. Сегодня же наши оценки и воспоминания в значительной мере еще подвержены эмоциям.

14 августа 2012 года после продолжительной болезни ушел из жизни Анатолий Федорович Шеховцов – выдающийся ученый и общественный деятель, блестящий лектор, учитель многих харьковских политехников, Заслуженный деятель науки УССР, лауреат Государственной премии Украины в области науки и техники, доктор технических наук, профессор, ветеран НТУ «ХПИ» с 58-летним стажем, на протяжении 30 из них он возглавлял кафедру двигателей внутреннего сгорания университета.

После окончания с отличием школы в 1949 году Анатолий Федорович поступил на первый курс Харьковского политехнического института, в стенах которого прошел путь от студента до аспиранта, ассистента, доцента, профессора, заведующего кафедрой. Возглавлял комсомольскую и партийную организации ХПИ. За этими сухими фразами – яркий человек-лидер в каждом из его жизненных дел, большинство из которых он инициировал. Он принимал активное участие в послевоенном восстановлении корпусов ХПИ и строительстве Дворца студентов. Был среди инициаторов и первых руководителей студенческих отрядов по уборке урожая на целине. Как секретарь парткома ХПИ, он возглавлял подготовку к празднованию 100-летия Харьковского политехнического. Организовал коллектив кафедры ДВС на строительство нового корпуса кафедры, при этом сам участвовал в выполнении всех строительных работ. Брал на себя основную работу при подготовке проектов программных документов по развитию университета. Все это – неполный перечень ярких страниц его биографии, в которых Анатолий Федорович запомнился многим поколениям политехников как общественный деятель, лидер, человек, объединяющий коллективы для решения конкретных задач. Многое из того, что он делал, с каким упорством и энтузиазмом он шел к достижению результата, является сегодня примером.

Яркой и многогранной была и научная деятельность профессора А. Ф. Шеховцова. Написанные им монографии, учебники, статьи, выступления на различных научных форумах посвящены многим вопросам теории, конструкции, технологии и эксплуатации двигателей внутреннего сгорания. Он, как никто другой, безошибочно определял новые актуальные направления в двигателестроении. И этим новым направлениям посвящались научные труды и учебно-методические разработки. Так появились труды, направленные на решения проблем компьютерных систем управления в ДВС, САПР в ДВС, экологизации ДВС, работы двигателей внутреннего сгорания в различных климатических условиях и др., в которых он был и автором, и главным редактором. Однако наибольшую известность среди специалистов в Украине и в мире ему принесла научная деятельность, посвященная напряженно-деформированному состоянию деталей цилиндропоршневой группы ДВС при сложном термическом и механическом нагружении. Этой проблеме посвящены экспериментальные исследования и теоретические обобщения, научные публикации, докторские и кандидатские диссертации его учеников, а также кандидатская и докторская диссертации самого Анатолия Федоровича.

Результаты его научной деятельности были востребованы моторостроительными предприятиями Советского Союза, а после – Украины и СНГ, высоко оценены научной общественностью. Научный и научно-педагогический коллектив кафедры, который в лучшие времена насчитывал до 140 человек, под руководством своего заведующего, профессора А. Ф. Шеховцова, готов был решать самые сложные задачи теории и практики отечественного двигателестроения. Так во исполнение правительственных решений и в рамках программ ГКНТ СССР отрабатывались рабочие процессы и конструкции дизелей семейства СМД, тепловозных дизелей типов Д 100 и Д 80 завода имени Малышева, дизелей специального назначения КП ХКБД, судового дизеля 6 ЧН 26/34, дизеля Коломенского тепловозостроительного завода типа ЧН 32/32, двигателей ВАЗ и др. Во всем многообразии тематик он находил эффективное приложение научного и практического потенциала каждого, сам был исполнителем и руководителем научных исследований.

Особое место в научной биографии профессора А. Ф. Шеховцова принадлежит научным исследованиям, посвященным комбинированному адиабатному дизелю. Кафедрой эта научная тематика выполнялась по решению ГКНТ СССР.

В начале 80-х годов прошлого столетия тема адиабатного (иногда говорили – керамического) двигателя встала на повестку дня мирового двигателестроения, вошла в перечень актуальных для ведущих моторостроительных фирм и научных центров Европы, США, Японии. В Советском Союзе ГКНТ СССР, учитывая научный потенциал кафедры и ее экспериментальную базу, определил кафедру ДВС тогдашнего ХПИ ведущей по данной проблеме, а профессора А. Ф. Шеховцова – ответственным исполнителем и научным руководителем. Строились экспериментальные стенды, создавались макетные образцы, проводились циклы экспериментальных исследований, выполнялись научные обобщения. «Мировое безумие» в первоначальной постановке по поводу создания комбинированного адиабатного дизеля в СССР, Европе, США и Японии в практической реализации завершилось созданием отдельных работающих деталей, узлов и макетных образцов (на то есть свои причины). Однако эти исследования имели большой практический выход в плане использования результатов исследований при разработке форсированных ДВС, повышении технического уровня ДВС традиционных конструкций.

Нельзя не вспомнить о тех огромных усилиях, которые Анатолий Федорович приложил к созданию 6-томного издания учебника «Двигатели внутреннего сгорания». При этом он был автором, редактором и «главным движителем» взаимодействия всех, от кого зависела судьба этого учебника. Отличительной особенностью этого издания явилось то, что в нем рассмотрены новые актуальные вопросы двигателестроения. Накопленный опыт сотрудничества с КП ХКБД, банк данных фактического материала по созданию форсированных дизелей для бронетехники был в полной мере использован при написании учебника. И это был бы не Анатолий Федорович, если бы он остановился на достигнутом. В его планах было продолжение – написание еще 4-х томов учебника. После публикации в 2004 году 6-томник был разослан во все вузы Украины, имеющие потребность в подобных учебниках, а также его получили многие вузы России. В 2008 году авторам во главе с профессором А. Ф. Шеховцовым было присвоено звание лауреатов Государственной премии Украины в области науки и техники.

Особое место в жизни профессора А. Ф. Шеховцова принадлежит кафедре ДВС НТУ «ХПИ», которую он возглавлял с декабря 1970 по февраль 2001 года. Он продолжил традиции, заложенные профессорами В. Т. Цветковым и Н. М. Глаголевым – создателями кафедры и научной школы харьковских двигателестроителей. Оснащение кафедры новым лабораторным оборудованием для учебного процесса, новыми научными стендами, строительство упомянутого выше 3-этажного корпуса кафедры, расширение баз практики и тематики научных исследований, новые методические разработки для учебного процесса, игровое проектирование для старшекурсников – вот далеко не полный перечень проблем, которые были в центре повседневного внимания Анатолия Федоровича и которые он с успехом решал.

Значительные усилия были предприняты для расширения творческого сотрудничества с родственными кафедрами вузов, КБ и НИИ. В первую очередь, были укреплены и расширены творческие связи с МГТУ имени Н. Баумана, МАДИ (Москва), Ленинградским политехом, харьковскими вузами ХИИТ, ХАДИ, ХИМЭСХ, КБ практически всех предприятий двигателестроения, а также академическими и отраслевыми институтами ЦНИДИ, НИКТИД, ИПМаш НАН Украины, ИПП НАН Украины, ИПМ НАН Украины и др. В каждом из этих учреждений Анатолий Федорович был желанным гостем, вел дискуссии по научным проблемам двигателестроения, проблемам подготовки специалистов.

Одной из главных забот на протяжении всей деятельности профессора А. Ф. Шеховцова были проблемы кадрового потенциала кафедры, а также подготовки кандидатов и докторов наук. Достаточно сказать, что за время его работы заведующим кафедрой было защищено 63 кандидатских и 12 докторских диссертаций, при этом им лично подготовлено 6 докторов и 18 кандидатов наук. Он был непримирим, когда речь шла о защите, о сроках защит диссертаций, постоянно контролировал ход работы над ней.

Безусловно, можно и необходимо еще вспомнить яркие выступления Анатолия Федоровича Шеховцова на научных конференциях, его блестящие лекции, работу в специализированных советах по защитам диссертаций, требовательность к качеству публикаций республиканского научно-технического сборника, главным редактором которого он был, личные встречи и беседы не только о проблемах двигателестроения, но и о классической музыке и живописи.

Во всем Анатолий Федорович проявлял себя как личность. Трудно назвать его характер комфортным для других. Воспитывая, он не только подсказывал и помогал, но и ставил такие высокие планки, которые многим оказывались не под силу, чем вызывал определенный дискомфорт. Но Анатолий Федорович Шеховцов запомнился многим, прежде всего, как преданный НТУ «ХПИ» политехник, личность, ученый и общественный деятель, учитель.

А. МАРЧЕНКО – один из плеяды учеников профессора А. Ф. Шеховцова, для которого жизненный пример Учителя и постоянное с ним сотрудничество во многом способствовали защите докторской диссертации, получению звания профессора, позволили возглавить кафедру ДВС и стать проректором НТУ «ХПИ», лауреатом Государственной премии Украины в области науки и техники, Заслуженным деятелем науки и техники Украины.

 

Дніпропетровський національний університет імені Олеся Гончара Національний університет цивільного захисту України Народная украинская академия Харківський національний автомобільно-дорожній університет Національний фармацевтичний університет Національний гірничий університет