Сегодня большинство молодых людей стремится получить престижную профессию, востребованную на украинском рынке труда, не задумываясь о своей самоактуализации. В связи с этим возникает противоречие между жизненными и профессиональными планами абитуриентов и реальными возможностями их осуществления, а также с недостаточной подготовкой выпускников школ к осознанному выбору профессии. Кроме того, стремление общества оптимально использовать трудовой и творческий потенциал молодёжи вступает в противоречие с недостаточной подготовкой молодых людей к осознанному и обоснованному выбору профессии.
Проведение исследования «Абитуриент – 2011» обусловлено ситуацией, сложившейся в нашей стране в сфере образования в связи с переходом на Болонскую систему, и является продолжением исследований, проводимых в 2001–2010 гг. Данное исследование посвящено изучению профессиональной ориентации и мотивации поступающей в НТУ «ХПИ» молодежи, а также ценностных ориентаций, самооценки и социально-демографических характеристик абитуриентов.
Для составления портрета абитуриента НТУ «ХПИ», кроме определения мотивов профессионального выбора, самооценки личных способностей, целей обучения в НТУ «ХПИ», необходимо выяснить отношение респондентов к украинизации образования, определить круг ценностей, которые являются основополагающими для современной молодежи.
В ходе исследования было опрошено 276 человек, из них 225 студентов бюджетной формы обучения и 51 студент контрактной формы. Выборку составили вчерашние абитуриенты, на момент исследования-первокурсники одиннадцати факультетов: ИФ, ЭК, АП, ФТ, МШ, МТ, ЭМС, ИТ, БФ, КИТ, ЭМ. Сбор информации в ходе исследования осуществлялся методом анкетного опроса.
Согласно результатам исследования, основным мотивом получения высшего образования для абитуриентов является уверенность в том, что высшее образование даст возможность лучше устроиться в жизни. На протяжении одиннадцати лет исследований данный мотив стабильно занимает первое место среди мотивов получения высшего образования. К 2011 г. показатель практически достиг значения показателя 2008 г. и составил 84,8 %.
Второе ранговое место в течение всех лет исследований стабильно занимает такой мотив получения высшего образования, как стремление повысить свой культурный и интеллектуальный уровень. В 2011 г. этот показатель был главным для 48,6 % респондентов. Этот фактор важен для 50 % абитуриентов, учившихся в школе на 8–10 баллов.
Необходимость высшего образования для будущей работы стабильно занимает третье место среди мотивов получения высшего образования абитуриентами НТУ «ХПИ» с 2001 по 2010 годы. В 2010 году показатель составил 37,4 % и достиг максимального значения за все одиннадцать лет исследований, а в 2011 году 37,0 % абитуриентов указали на важность этого мотива. Для 38 % школьников, учившихся на 6–10 баллов, этот фактор был одним из основных мотивов при определении своего будущего. 69,6 % юношей и 30,4 % девушек отметили важность этого мотива в решении получить высшее образование.
Доля респондентов, желающих приобрести интересную творческую профессию, в 2011 году составляет 25,4 %, желание учиться дальше – 13,8 %, интерес к студенческой жизни – 12,7 % респондентов.
Доля абитуриентов, пришедших в вуз главным образом для того, чтобы получить диплом, в 2011 составляет 12,3 %. Наименее значимым мотивом получения высшего образования является стремление не отстать от других (в 2010 г. – 4,6 %, а в 2011 – 4 %). Выпускники школы отдают себе отчет в том, для чего им необходимо получить высшее образование, и в этом они меньше всего ориентируются на мнение окружающих.
Итак, исходя из результатов исследований, можно сделать вывод, что в представлениях современной молодёжи высшее образование выступает не только как социальное благо, поскольку его наличие дает молодым людям возможность лучше устроиться в жизни, но и как общественная необходимость. Однако с введением платного образования в Украине сужается социальная база формирования студенческого контингента (что, в свою очередь, негативно сказывается на механизме отбора абитуриентов, качестве подготовки специалистов), социальная ориентация на получение высшего образования начинает превалировать над профессиональной.
Одной из задач данного исследования является выявление и анализ мотивов поступления абитуриентов именно в НТУ «ХПИ». Обратимся к его результатам.
Положение индивида в обществе, возможности для его успешного продвижения по служебной лестнице определяются качеством полученного образования, во многом связанного с престижем учебного заведения.
В течение десяти лет первое место занимает такой мотив, как «в университете есть специальность, по которой хочу получить высшее образование». В 2010 году его отметили 63,8 % опрошенных, а в 2011-м – 57,6 %. В этом году данный мотив в большей степени присущ бюджетникам (79,1 %), чем контрактникам (20,9 %).
Сильный преподавательский состав вуза является определяющим для 51,1 % респондентов в 2011 году. Они выбрали наш университет потому, что понимают: качество полученных знаний в немалой степени зависит от того, насколько грамотно, доступно, аргументировано и интересно преподаватели излагают учебный материал.
Такой мотив, как возможность стажировки и работы за рубежом, среди мотивов выбора вуза занимал четвертое место по значимости для абитуриентов 2010 года (30,3 %), а в 2011-м – уже третье с показателем 38 %. Более 1/3 опрошенных, вероятно, считают работу за границей более выгодной и перспективной. Этот мотив значим для 60 % юношей и 40 % девушек.
Мощная материально-техническая база НТУ «ХПИ» важна для 34,8 % абитуриентов 2011 года. По сравнению с 2003 годом (16,9 % – минимальный показатель за все годы исследований) значимость данного мотива возросла более чем в 2 раза. «Обучение в НТУ «ХПИ» не требует больших финансовых затрат» – для 24,3 % абитуриентов 2011 года этот мотив является одним из решающих.
Низшую ранговую позицию на протяжении всех лет исследований занимает такой мотив, как известные научные школы. В 2011 году всего 3,3 % респондентов указали на важность этого фактора. Как показывают результаты исследований, абитуриенты, в основной своей массе, ориентированы на достижение материального благополучия, главным мотивом получения высшего образования для них является желание лучше устроиться в жизни, а научно-исследовательская деятельность не предоставляет достаточных возможностей для быстрой реализации этих целей.
Выбор специальности является одним из важнейших показателей профессионального и жизненного самоопределения будущего студента. Обратимся к анализу наиболее значимых мотивов, которыми руководствовались абитуриенты, выбирая для себя сферу профессиональной деятельности.
В 2011 году среди мотивов выбора специальности первенство принадлежит возможности успешно трудоустроиться в будущем. В 2011 году 48,6 % респондентов указали этот мотив главным при выборе специальности. Это наиболее высокий показатель за все годы исследований.
Одним из основных также является интерес к избранной специальности. Данный показатель колеблется от 37,0 % (2001 г.) до 56,6 % в 2010 году. В 2011 году он составляет 46,0 %. Тот факт, что главным мотивом выбора специальности является интерес к ней – безусловно, хороший показатель, т. к. именно интерес является положительным стимулом в учебной и научной деятельности.
На такой мотив выбора специальности, как возможность профессионального роста и карьеры, в 2011 году указали 29,0 % респондентов. Это самый высокий показатель за все годы исследований. Таким образом, почти треть абитуриентов связывает возможность успешной карьеры и профессионального роста с выбранной специальностью.
Возможность получить базовые знания в области компьютерной техники является значимым мотивом для 19,9 % опрошенных в 2011 году и по рангу переместился с седьмого на четвертое место впервые за все годы наблюдения. Минимальный показатель составил 9,1 % в 2006 году, максимальный – 19,9 % в 2011 году. На пятое место по степени значимости выходит такой мотив выбора специальности, как наличие в процессе обучения современных информационных технологий – 16,3 % абитуриентов указали на этот мотив. Это максимальный показатель за все годы наблюдения. Минимальный показатель составил 6,3 % в 2004 году.
Очень привлекательным для абитуриентов является небольшой конкурс: он занимает шестое место по значимости для поступающих в НТУ «ХПИ» в 2011 году (15,6 % респондентов отметили этот мотив). Большинство респондентов – 83,3 %, руководствовавшихся данным мотивом выбора специальности, составляют абитуриенты, интерес к специальности у которых сложился незадолго до поступления в вуз.
На профессиональный выбор 12,3 % абитуриентов 2011 года оказал влияние такой мотив, как осознание важности данной профессии для развития общества. Этот мотив важен для 55,9 % выходцев из семей рабочих, 23,5 % – из семей предпринимателей и 17,3 % – из служащих.
Восьмое место делят между собой два мотива выбора специальности: возможность открыть свой бизнес по окончании НТУ «ХПИ» и успехи в учебе по дисциплинам, близким к избранной специальности. В 2011 году показатели по этим мотивам составляют 9,8 %.
На возможность открыть свой бизнес по окончании университета рассчитывают 65,4 % детей рабочих, выбравших этот мотив в качестве основного при выборе специальности, и 23,1 % детей предпринимателей.
Успехи в учебе по дисциплинам, близким к избранной специальности, стали мотивом для 24,1 % абитуриентов ИФ, 18,5 % ФТ факультетов. Кроме того, этот мотив был решающим при выборе специальности для 48,1 % абитуриентов, учившихся в школе на 8–10 баллов.
Случайно выбрали будущую специальность 9,1 % опрошенных в 2011 году. Положительным фактом за последние шесть лет является тенденция к снижению значимости данного фактора при мотивации профессионального выбора абитуриентов.
У большинства абитуриентов интерес к специальности сформировался незадолго до поступления в вуз – 52,2 % респондентов отметили этот факт. Во время учебы в школе профессиональный интерес сформировался у 34,4 % абитуриентов 2011 года. Доля абитуриентов, чей интерес к избранной специальности сформировался в детстве, во время трудовой деятельности до поступления в университет и по окончании техникума, не превышает 5,0 % по каждой позиции. Необходимо также отметить, что 78,7 % абитуриентов считают, что обладают способностями к обучению по избранной специальности.
В 2011 году практически каждый второй опрошенный ставит перед собой цель – получить знания только по своей специальности. Численность таких респондентов возросла с 2000 года более чем в два раза (2000 г. – 27,9 %; 2011 г. – 59,5 %). Ко второй группе можно отнести абитуриентов, которые будут стремиться получить базовые знания в области всех преподаваемых дисциплин. 42,8 % абитуриентов проявили желание получить знания не только по профилирующим дисциплинам. Этот мотив оказался особенно важным для выходцев из семей рабочих – 71,9 % респондентов этой социальной группы указали на желание получить знания по всем преподаваемым дисциплинам. Число абитуриентов в 2011 году, которые будут стремиться к получению знаний по экономическим дисциплинам, составляет 23,9 % опрошенных. Знания по экономическим дисциплинам необходимы для 33,3 % детей предпринимателей и менее всего необходимы для детей пенсионеров – всего 10 %. Заинтересованы в получении знаний по социально-гуманитарным дисциплинам в 2011 году 17,1 % респондентов. К пятой группе относятся абитуриенты, для которых важны знания в области фундаментальных дисциплин (15,2 %). Приобретение знаний по фундаментальным дисциплинам важно для 17,3 % юношей и 11,5 % девушек.
Рекламная кампания перед поступлением в вуз, безусловно, влияет на выбор специальности. Влияние рекламной кампании НТУ «ХПИ» и специальных кафедр на выбор отметили 11,6 % абитуриентов 2011 года.
Самостоятельно готовились к поступлению в вуз в 2011 году 45,5 % респондентов. Самый высокий показатель по самостоятельной подготовке для поступления в вуз наблюдается среди абитуриентов, учившихся в среднем учебном заведении на 10–12 баллов – 59,1 %. Интересно также, что самостоятельно готовились к поступлению 52,6 % юношей и 41,3 % девушек.
Такая форма подготовки, как репетиторство, занимает второе ранговое место (29,5 %). С преподавателями перед поступлением в 2011 году занималось 33 % девушек и 27,5 % юношей. Таким образом, треть абитуриентов перед поступлением в высшее учебное заведение усиливают свои знания при помощи специалистов. Среди абитуриентов, окончивших школу с медалью, 57,1 % отметили, что готовились к поступлению при помощи репетитора.
На подготовительных курсах при университете занимались 22 % абитуриентов. В элитарной школе, лицее или другом учебном учреждении, входящем в учебный комплекс НТУ «ХПИ», занимались 2,7 % опрошенных. С 2006 года наметилась устойчивая тенденция к снижению числа респондентов, которые обучаются в элитной школе, лицее или другом учебном учреждении, входящем в учебный комплекс НТУ «ХПИ».
В анкету был включен блок вопросов для абитуриентов, закончивших подготовительные курсы НТУ «ХПИ». Обучение на подкурсах респонденты мотивируют следующими факторами.
Подготовительные курсы дают льготы при поступлении в вуз. В 2011 году этот показатель выходит на первое место среди причин, почему абитуриенты занимались на подкурсах ХПИ и составляет 38 % ответивших на этот вопрос. По результатам исследования 2011 года 35,2 % абитуриентов, занимавшихся на подготовительных курсах, отметили, что объём знаний, получаемых в школе, недостаточен для поступления в вуз. По причине слабой подготовки по школьным учебным дисциплинам на подкурсы поступили 18,3 % абитуриентов в 2011 году. Минимальный показатель составил 6,6 % в 2005 году. При этом уровнем преподавания удовлетворено большинство абитуриентов, обучавшихся на подготовительных курсах. В 2000 г. всего 59,4 % абитуриентов отмечали высокий уровень преподавания на подкурсах. В 2009 году показатель достиг 84,3 %, что является самым высоким показателем за годы исследований. В 2011 году показатель составил 77,3 %. Не удовлетворены уровнем преподавания на подготовительных курсах НТУ «ХПИ» всего 6,7 % в 2011 году. Не определились с оценкой качества преподавания 16,0 % ответивших на этот вопрос абитуриентов.
Численность абитуриентов, которые поступают в университет не сразу по окончании школы и указывают на необходимость «вспомнить» школьную программу, как на причину поступления на подкурсы, составляет 16,0 % респондентов, обучавшихся на подкурсах и является максимальным за все годы исследований. Максимальный разброс показателя за одиннадцать лет исследований составил 9,6 % (от 4,6 % в 2008 году до 14,2 % в 2006 году). Столько же респондентов (16,0 %) указали на такой мотив поступления на подкурсы в 2011 году, как высокая квалификация преподавателей. Данный показатель был минимальным в 2007 году – 5,0 %.
Доля респондентов, которые указали на такой мотив, как приемлемая оплата за учебу, составляет всего 7,0 %. Минимальный показатель составил 1,0 % (в 2002 и 2004 годах) и максимальный 14 % – в 2010 году.
В 2011 году по сравнению с 2010-м на 8,1 % возросло количество респондентов, которые не будут испытывать трудности, если дисциплины будут читаться на украинском языке. Таких респондентов – 80 %. Данная тенденция сохраняется с 2009 года.
Полностью поддерживают переход на украинский язык преподавания 39,9 % респондентов, частично (преподавание гуманитарных дисциплин) – 18,3 %. Язык преподавания не имеет значения для 13,6 % опрошенных. 28,6 % респондентов негативно относятся к преподаванию дисциплин на украинском языке, что отличается от показателей 2007–2010 годов, когда эта группа респондентов лидировала по ответам на этот вопрос.
В ходе анкетного опроса респондентам был предложен перечень ценностей, которые необходимо было оценить по четырехбалльной шкале.
Ядро базовых жизненных ценностей для абитуриентов 2011 года составляют такие ценности, как здоровье, семья и интересная профессия. Здоровье является главной ценностью для 85,5 % абитуриентов. Следует отметить тот факт, что в течение последних лет, традиционные ценности – семья и здоровье – более значимы для респондентов, чем свобода, самореализация и т. д. В число наиболее значимых ценностей в 2011 году, как и в предыдущие годы, вошли также реализация способностей и свобода.
В 2011 году знания и общение занимают пятое ранговое место в системе ценностей, карьера – седьмое, интересная профессия – восьмое. Ранговая позиция материального благополучия как ценности, с пятого места в 2005 году переместилась на девятое место в 2011 году.
Любовь занимает десятое ранговое место, на одиннадцатом – интересный отдых. Общественная важность профессии, как ценность абитуриентов 2011 года, занимает двенадцатую ранговую позицию. Значение данной ценности для респондентов из года в год снижается.
Все ценности, заложенные в инструментарии исследования, являются значимыми, (индекс значимости имеет положительное значение), однако низшие ранговые места в системе ценностных ориентаций абитуриентов на протяжении всех лет исследования занимают следующие: нравственность, стабильность общества, творчество, приобщение к ценностям мировой культуры, активное гражданское участие в решении проблем, стоящих перед обществом. Они являются наименее значимыми для абитуриентов 2011 года и занимают соответственно13, 14, 15, 16 и 17 ранговые места.
Наименее значимой ценностью в 2002–2011 гг. была и остается активная гражданская позиция. Осознание личностью своей роли в обществе и связи с ним – признак социальной зрелости. Гражданская активность является необходимым условием функционирования демократического общества. Наше исследование показало, что актуализация гражданских интересов у абитуриентов НТУ «ХПИ», как следует признать – у современной украинской молодежи в целом – происходит значительно более сложно, чем осознание собственных, личных интересов.