Сегодня Национальный технический университет «Харьковский политехнический институт» активно сотрудничает с 64 зарубежными высшими учебными заведениями и фирмами (Россия, Германия, США, Англия, Франция, Бельгия и многие другие). Наши партнеры – это известные в Европе и мире вузы Австрии, Германии, Венгрии и др. Такое взаимодействие способствует интеграции украинской системы образования в мировую, позволяет развивать проведение научных исследований, усиливать экономическую базу вузов. Немаловажное место в этом процессе занимает и стажировка наших ученых и преподавателей в вузах-партнерах.
|
Об одной такой поездке – в Магдебургский технический университет имени Отто фон Герикке (Германия) – рассказывает заведующий кафедрой бизнеса и контроллинга, директор Украинско-Французского центра промышленного менеджмента, профессор В.А. Мищенко.
– Владимир Акимович, скажите, пожалуйста, что дают нашим ученым и преподавателям такие поездки в зарубежные вузы?
– Вхождение Украины в Болонский процесс предоставит возможность студентам нашего университета обучаться в нескольких вузах одновременно и свободно перемещаться по территории единого европейского общеобразовательного пространства. Коснутся эти преобразования и наших преподавателей, которые будут работать в разных вузах Старого Света. Но для всего этого необходима, прежде всего, соответствующая языковая их подготовка, перестройка лекционных курсов в направлении большего использования технических средств обучения.
Такие поездки, безусловно, способствуют повышению профессионального уровня преподавателя, обогащают его представление о системе обучения, а также дают возможность на базе сравнения этих систем лучше использовать внутренние возможности для повышения уровня качества подготовки специалистов. Цель моего посещения этого немецкого вуза – ознакомление с системой обучения, в целом, и применение новейших технических средств и информационных технологий в учебном процессе, в частности. Основная же задача сводилась к обмену опытом в области подготовки лекционных курсов для дистанционного обучения. Для достижения этой цели были проведены встречи с ведущими профессорами университета, я побывал на их лекциях и практических занятиях их ассистентов, ознакомился с библиотечным литературным фондом и многое другое.
– И каковы же ваши впечатления?
– Мне было приятно видеть, что, идя на лекции или практические занятия, студенты уже хорошо информированы и о месте их проведения, и об их содержании. И это не удивительно, ведь возле деканата всегда можно найти множество «стенной» информации, раздаточного материала по расписанию занятий, а лекционный материал они получают на сайтах преподавателей, которые те пополняют, видоизменяют и корректируют после каждого занятия. Студенты же могут приобрести ксерокопии лекций или практических занятий в функционирующем на территории университета магазине, снабженном ксероксами.
– Техническое обеспечение занимает, наверное, одно из первых мест в учебном процессе…
– Действительно, технической оснащенности учебного процесса в Магдебургском техническом университете можно только позавидовать. В каждой аудитории имеются полилюксы, специальные экраны для просмотра слайдов, необходимый инструментарий для подключения микрофонов, а в залах для видеоконференций есть специальные технические средства для двойного проецирования лекционного материала и мультимедийные аппараты для работы с портативными и лабораторными компьютерами.
– Студент – преподаватель, как работает эта связка в этом зарубежном вузе?
– Отмечу высокую посещаемость занятий студентами. На лекциях по экономической теории, маркетингу, контроллингу, управлению затратами, балансом я увидел, что практически вся аудитория была заполнена. И это при том, что в этом университете не существует контроля посещаемости занятий. А на отдельные лекции, профессора Люмера, например, студенты приносили стулья с верхних этажей. Что самое удивительное – в отдельные дни в зале для видеоконференций примерно на 450 мест проводятся занятия без преподавателя. Он объясняет материал либо в записи, либо находясь в телестудии. Независимо от присутствия или отсутствия лектора в зале, студенты не разговаривают, а работают в течение 90 минут с материалом для занятий. Большинство из них имеют мобильные телефоны, но на время лекций они их выключают. Отмечу, что американская система образования в большинстве своем предусматривает проведение контроля посещаемости занятий студентами. И профессор каждый раз проверяет присутствие студентов на его занятиях.
В немецком университете во время лекций профессор успевает начитать много материала. Это ему удается благодаря наличию у студентов раздаточного материала, составленного с применением Интернета. Во время лекций студенты делают только пометки на полях или в нижней части белого листа, которая оставляется в интернетовском варианте специально для записей.
– Столь высокая посещаемость говорит о желании учиться, и это не может не отражаться на успеваемости…
– В течение семестра студенты выполняют ряд заданий, которые они презентуют с помощью Power Poiunt или pdf и затем это учитывается при оценке их знаний. Отмечу, что шаблона для этого в университете нет. Существуют заметные различия в подходах отдельных профессоров к оценке таких знаний... В течение семестра студенту можно не выполнять домашние задания, а идти сразу на экзамен. И это никак не влияет на оценку. А вот повторная сдача экзаменов допускается только через семестр. Следовательно, на следующую сессию студент будет иметь дополнительную нагрузку. Вообще же они стараются не иметь «хвостов».
– А какое отношение у руководства университета к иностранным студентам?
– Деканаты не имеет с ними много хлопот. Учатся они без проблем, особенно китайцы, и успешно преодолевают языковой барьер. Подбор их на учебу в университеты Германии осуществляется через посольство Китая. И цель у них только одна – получить качественные знания.
– Если говорить о стратегии развития обучения студентов в целом, о сближении форм и методов работы в европейских университетах…
– Я уже говорил о работе профессоров со студентами с применением технических средств и информационных технологий с высоким уровнем использования Интернета в качестве информационной поддержки лекционных курсов и практических занятий. Что касается использования дистанционного обучения, то этот вопрос на кафедрах или в ректорате практически даже не рассматривается. Сотрудники этого вуза считают, что лучший способ обучения – это общение через аудиторные занятия с использованием Интернета. Другими словами, там этим вопросом еще всерьез не занимались – или еще не пришло время, или в этом еще нет острой необходимости. В этой связи одним из направлений расширения сотрудничества между нашими университетами может быть совместная подготовка дистанционных курсов и проведение телемостов для их представления. В частном порядке с одной из кафедр Магдебургского технического университета нами уже достигнута договоренность о проведении такой работы.
– Владимир Акимович, а какая ваша мечта как лектора?
– Если говорить о моей заветной мечте как преподавателя, то я бы ответил скромно и коротко: «Прочитать лекцию, а еще лучше читать лекции, с использованием современных технических средств и информационных технологий в хорошо оборудованной, микрофонизированной лекционной аудитории для стремящихся к учебе студентов или слушателей, с учетом наличия у них моих лекций или хотя бы слайдов». Такая возможность у меня была один раз в Австрии и несколько – во Франции. Надеюсь, многие преподаватели поддержат меня или разделят мое мнение. От таких лекций получаешь истинное удовольствие!