Как это делается в Магдебурге

[Беседу вел И. Гаевой]
#2 от 27.01.2005

Сегодня Национальный технический университет «Харьковский политехнический институт» активно сотрудничает с 64 зарубежными высшими учебными заведениями и фирмами (Россия, Германия, США, Англия, Франция, Бельгия и многие другие). Наши партнеры – это известные в Европе и мире вузы Австрии, Германии, Венгрии и др. Такое взаимодействие способствует интеграции украинской системы образования в мировую, позволяет развивать проведение научных исследований, усиливать экономическую базу вузов. Немаловажное место в этом процессе занимает и стажировка наших ученых и преподавателей в вузах-партнерах.

Об одной такой поездке – в Магдебургский технический университет имени Отто фон Герикке (Германия) – рассказывает заведующий кафедрой бизнеса и контроллинга, директор Украинско-Французского центра промышленного менеджмента, профессор В.А. Мищенко.

– Владимир Акимович, скажите, пожалуйста, что дают нашим ученым и преподавателям такие поездки в зарубежные вузы?

– Вхождение Украины в Болонский процесс предоставит возможность студентам нашего университета обучаться в нескольких вузах одновременно и свободно перемещаться по территории единого европейского общеобразовательного пространства. Коснутся эти преобразования и наших преподавателей, которые будут работать в разных вузах Старого Света. Но для всего этого необходима, прежде всего, соответствующая языковая их подготовка, перестройка лекционных курсов в направлении большего использования технических средств обучения.

Такие поездки, безусловно, способствуют повышению профессионального уровня преподавателя, обогащают его представление о системе обучения, а также дают возможность на базе сравнения этих систем лучше использовать внутренние возможности для повышения уровня качества подготовки специалистов. Цель моего посещения этого немецкого вуза – ознакомление с системой обучения, в целом, и применение новейших технических средств и информационных технологий в учебном процессе, в частности. Основная же задача сводилась к обмену опытом в области подготовки лекционных курсов для дистанционного обучения. Для достижения этой цели были проведены встречи с ведущими профессорами университета, я побывал на их лекциях и практических занятиях их ассистентов, ознакомился с библиотечным литературным фондом и многое другое.

– И каковы же ваши впечатления?

– Мне было приятно видеть, что, идя на лекции или практические занятия, студенты уже хорошо информированы и о месте их проведения, и об их содержании. И это не удивительно, ведь возле деканата всегда можно найти множество «стенной» информации, раздаточного материала по расписанию занятий, а лекционный материал они получают на сайтах преподавателей, которые те пополняют, видоизменяют и корректируют после каждого занятия. Студенты же могут приобрести ксерокопии лекций или практических занятий в функционирующем на территории университета магазине, снабженном ксероксами.

– Техническое обеспечение занимает, наверное, одно из первых мест в учебном процессе…

– Действительно, технической оснащенности учебного процесса в Магдебургском техническом университете можно только позавидовать. В каждой аудитории имеются полилюксы, специальные экраны для просмотра слайдов, необходимый инструментарий для подключения микрофонов, а в залах для видеоконференций есть специальные технические средства для двойного проецирования лекционного материала и мультимедийные аппараты для работы с портативными и лабораторными компьютерами.

– Студент – преподаватель, как работает эта связка в этом зарубежном вузе?

– Отмечу высокую посещаемость занятий студентами. На лекциях по экономической теории, маркетингу, контроллингу, управлению затратами, балансом я увидел, что практически вся аудитория была заполнена. И это при том, что в этом университете не существует контроля посещаемости занятий. А на отдельные лекции, профессора Люмера, например, студенты приносили стулья с верхних этажей. Что самое удивительное – в отдельные дни в зале для видеоконференций примерно на 450 мест проводятся занятия без преподавателя. Он объясняет материал либо в записи, либо находясь в телестудии. Независимо от присутствия или отсутствия лектора в зале, студенты не разговаривают, а работают в течение 90 минут с материалом для занятий. Большинство из них имеют мобильные телефоны, но на время лекций они их выключают. Отмечу, что американская система образования в большинстве своем предусматривает проведение контроля посещаемости занятий студентами. И профессор каждый раз проверяет присутствие студентов на его занятиях.

В немецком университете во время лекций профессор успевает начитать много материала. Это ему удается благодаря наличию у студентов раздаточного материала, составленного с применением Интернета. Во время лекций студенты делают только пометки на полях или в нижней части белого листа, которая оставляется в интернетовском варианте специально для записей.

– Столь высокая посещаемость говорит о желании учиться, и это не может не отражаться на успеваемости…

– В течение семестра студенты выполняют ряд заданий, которые они презентуют с помощью Power Poiunt или pdf и затем это учитывается при оценке их знаний. Отмечу, что шаблона для этого в университете нет. Существуют заметные различия в подходах отдельных профессоров к оценке таких знаний... В течение семестра студенту можно не выполнять домашние задания, а идти сразу на экзамен. И это никак не влияет на оценку. А вот повторная сдача экзаменов допускается только через семестр. Следовательно, на следующую сессию студент будет иметь дополнительную нагрузку. Вообще же они стараются не иметь «хвостов».

– А какое отношение у руководства университета к иностранным студентам?

– Деканаты не имеет с ними много хлопот. Учатся они без проблем, особенно китайцы, и успешно преодолевают языковой барьер. Подбор их на учебу в университеты Германии осуществляется через посольство Китая. И цель у них только одна – получить качественные знания.

– Если говорить о стратегии развития обучения студентов в целом, о сближении форм и методов работы в европейских университетах…

– Я уже говорил о работе профессоров со студентами с применением технических средств и информационных технологий с высоким уровнем использования Интернета в качестве информационной поддержки лекционных курсов и практических занятий. Что касается использования дистанционного обучения, то этот вопрос на кафедрах или в ректорате практически даже не рассматривается. Сотрудники этого вуза считают, что лучший способ обучения – это общение через аудиторные занятия с использованием Интернета. Другими словами, там этим вопросом еще всерьез не занимались – или еще не пришло время, или в этом еще нет острой необходимости. В этой связи одним из направлений расширения сотрудничества между нашими университетами может быть совместная подготовка дистанционных курсов и проведение телемостов для их представления. В частном порядке с одной из кафедр Магдебургского технического университета нами уже достигнута договоренность о проведении такой работы.

– Владимир Акимович, а какая ваша мечта как лектора?

– Если говорить о моей заветной мечте как преподавателя, то я бы ответил скромно и коротко: «Прочитать лекцию, а еще лучше читать лекции, с использованием современных технических средств и информационных технологий в хорошо оборудованной, микрофонизированной лекционной аудитории для стремящихся к учебе студентов или слушателей, с учетом наличия у них моих лекций или хотя бы слайдов». Такая возможность у меня была один раз в Австрии и несколько – во Франции. Надеюсь, многие преподаватели поддержат меня или разделят мое мнение. От таких лекций получаешь истинное удовольствие!

 

Дніпропетровський національний університет імені Олеся Гончара Національний університет цивільного захисту України Народная украинская академия Харківський національний автомобільно-дорожній університет Національний фармацевтичний університет Національний гірничий університет