Роль информационных технологий в системе высшего образования только начинает осознаваться общественностью. В большой мере она проявляется в системе дистанционного образования, значимость которого уже сейчас становится более чем очевидной.
На данный момент дистанционное образование через Интернет (e learning) широко используется во многих странах мира. Наибольших масштабов оно достигло в США и Западной Европе. По существу, речь идет о признании дистанционной формы обучения как одной из форм наряду с заочной, вечерней и очной (дневной) формами обучения. Действительно, критическим фактором является скорость обмена информацией.
В Сумском государственном университете с 2002 года внедряется экспериментальная программа по дистанционной форме обучения. Программа рассчитана на 8 лет, реализуется в рамках заочной формы обучения. Это касается подготовки бакалавров по специальностям «Экономика и предпринимательство», «Прикладная математика», «Инженерная механика». В перечень дисциплин вошла и «Безопасность жизнедеятельности». Заполнение дисциплины выполняли с учетом аудиторных часов, отведенных для БЖД на дневном отделении. В дистанционный курс включается: конспект лекций, комплект тестов, сценарии интерактивных тренажеров, задания контрольных работ и рекомендации по их выполнению, список литературы, перечень вопросов итогового контроля и дифференцированного зачета.
Лекции готовятся в объеме для одной лекции – традиционный объем (2 часа). В ней выделяются основные понятия, классификации, ключевые моменты темы. Заканчивается лекция выводами, а также здесь приводится список ссылок в Интернете.
Комплект тестов упорядочивается в соответствии с порядком лекций в рабочей программе. Тесты отражают все ключевые моменты лекции. При этом тестовые задания исключают возможность прямого ответа на задание с использованием функции поиска в программной среде, предполагается самостоятельное обобщение студентом материала лекции, эвристическая деятельность. При составлении тестов пользуемся разными типами текстовых заданий.
Курс БЖД включает в себя обучение студентов решению задач. Тренажеры обеспечивают целенаправленную пошаговую работу студентов по решению задач разной трудности. Тренажеры предусматривают генерацию числовых данных в условии задачи в соответствии с условиями генерации числовых данных, определенных преподавателем. Работая в соответствии с теми или иными математическими моделями, тренажеры предусматривают автоматическую диагностику правильности решения студентом определенных этапов задачи, дается возможность самокоррекции, а при необходимости – консультации с преподавателем.
Представлены упорядоченные по темам задания контрольных работ, а также вопросы итогового контроля.
Уже сегодня в соответствии с экспериментальной программой по дистанционному обучению учится 15 студентов, 9 из них учатся за пределами области, двое – за пределами страны.
Студенты положительно отзываются о новой форме получения высшего образования, что вселяет надежды на дальнейшее увеличение числа избравших именно дистанционную форму обучения.