Дистанционная форма обучения БЖД в Сумском государственном университете

[Л. Гладкая, Сумской государственный университет ]
#1 от 18.01.2005

Роль информационных технологий в системе высшего образования только начинает осознаваться общественностью. В большой мере она проявляется в системе дистанционного образования, значимость которого уже сейчас становится более чем очевидной.

На данный момент дистанционное образование через Интернет (e learning) широко используется во многих странах мира. Наибольших масштабов оно достигло в США и Западной Европе. По существу, речь идет о признании дистанционной формы обучения как одной из форм наряду с заочной, вечерней и очной (дневной) формами обучения. Действительно, критическим фактором является скорость обмена информацией.

В Сумском государственном университете с 2002 года внедряется экспериментальная программа по дистанционной форме обучения. Программа рассчитана на 8 лет, реализуется в рамках заочной формы обучения. Это касается подготовки бакалавров по специальностям «Экономика и предпринимательство», «Прикладная математика», «Инженерная механика». В перечень дисциплин вошла и «Безопасность жизнедеятельности». Заполнение дисциплины выполняли с учетом аудиторных часов, отведенных для БЖД на дневном отделении. В дистанционный курс включается: конспект лекций, комплект тестов, сценарии интерактивных тренажеров, задания контрольных работ и рекомендации по их выполнению, список литературы, перечень вопросов итогового контроля и дифференцированного зачета.

Лекции готовятся в объеме для одной лекции – традиционный объем (2 часа). В ней выделяются основные понятия, классификации, ключевые моменты темы. Заканчивается лекция выводами, а также здесь приводится список ссылок в Интернете.

Комплект тестов упорядочивается в соответствии с порядком лекций в рабочей программе. Тесты отражают все ключевые моменты лекции. При этом тестовые задания исключают возможность прямого ответа на задание с использованием функции поиска в программной среде, предполагается самостоятельное обобщение студентом материала лекции, эвристическая деятельность. При составлении тестов пользуемся разными типами текстовых заданий.
Курс БЖД включает в себя обучение студентов решению задач. Тренажеры обеспечивают целенаправленную пошаговую работу студентов по решению задач разной трудности. Тренажеры предусматривают генерацию числовых данных в условии задачи в соответствии с условиями генерации числовых данных, определенных преподавателем. Работая в соответствии с теми или иными математическими моделями, тренажеры предусматривают автоматическую диагностику правильности решения студентом определенных этапов задачи, дается возможность самокоррекции, а при необходимости – консультации с преподавателем.

Представлены упорядоченные по темам задания контрольных работ, а также вопросы итогового контроля.

Уже сегодня в соответствии с экспериментальной программой по дистанционному обучению учится 15 студентов, 9 из них учатся за пределами области, двое – за пределами страны.

Студенты положительно отзываются о новой форме получения высшего образования, что вселяет надежды на дальнейшее увеличение числа избравших именно дистанционную форму обучения.

Дніпропетровський національний університет імені Олеся Гончара Національний університет цивільного захисту України Народная украинская академия Харківський національний автомобільно-дорожній університет Національний фармацевтичний університет Національний гірничий університет