У каждого из нас в жизни есть памятные, дорогие сердцу даты, события. Победа в Великой Отечественной войне – одна из самых светлых и священных дат, объединившая миллионы людей разных стран, разных национальностей и вероисповеданий.
Среди ушедших защищать родную Отчизну от немецко-фашистских захватчиков были и более трех тысяч политехников-студентов, преподавателей, сотрудников. Многие из них погибли или пропали без вести.
Аспирант кафедры ДВС, старший сержант 533 истребительно-противотанкового артполка 61-й армии Александр Сергеевич Парцевский погиб 24 сентября 1944 г. в боях за освобождение Латвии. Но в семье Парцевских, для младшей сестрички Лидии, сейчас убеленной сединами Лидии Сергеевны, навсегда остался в памяти молодым…
Александр родился в Харькове в тревожном 1918 г. и, как внук-первенец, был окружен любовью и заботой бабушки Александры Александровны, хранительницы семейных традиций. С детства его отличали добрый и спокойный нрав, самостоятельность, организованность. Саша успевал очень многое: любил читать, играть с друзьями в футбол, разводил голубей. Поступил в среднюю школу № 33 сразу во 2-й класс. Учеба давалась легко, выпускные экзамены за 10-й класс он сдал экстерном. Детей, а кроме Саши в семье были младшие брат Юлий и сестра Лида, воспитывали дружелюбными, трудолюбивыми, целеустремленными. Примером были родители и семья родственника по маминой линии А.А. Морозова – выдающегося конструктора легендарного танка Т-34. Семья Парцевских – Морозовых в Харькове имела свою особую историю. Дед Саши работал на Харьковском паровозостроительном заводе и был признанным мастером котельного цеха. Отец, Сергей Йосифович, тоже работал на ХПЗ, был одним из основателей комсомольской ячейки на заводе и в Петинском районе Харькова (ныне Коминтерновский р-н). Участник гражданской войны, он был лично знаком с известным большевиком Артемом, работал начальником цеха, избирался председателем профкома завода. Дети почти не видели отца дома, так он был занят на работе, так же как и А.А. Морозов, возглавивший после М.И. Кошкина конструкторское бюро по танкостроению, которое, как и кафедра НТУ «ХПИ», носит его имя.
Жили они в рабочем поселке недалеко от завода (так называемой старой колонии), и хотя это был огромный секрет, но все мальчишки знали, что их отцы и деды, кроме паровозов, двигателей, тягачей делали на заводе танки. Особенно сильным было влияние Морозова, когда он с молодой женой поселился в соседней комнате, которую им отдали родители Саши. Посему и выбор института – Харьковского механико-машиностроительного – был неслучаен. Александр с первого курса основательно и серьезно занимался. Кроме того, был прекрасным организатором походов в студенческой группе, занимался альпинизмом, играл в футбол, волейбол. Преподаватели возлагали большие надежды на талантливых ребят, среди которых был и Александр Парцевский.
Но в 1938 г. 20-летнему студенту в одночасье пришлось повзрослеть. По ложному доносу отец, в честности и порядочности которого не сомневались ни соседи, ни сослуживцы, был арестован. Долгих восемь месяцев семья с тревогой, верой и надеждой ожидала возвращения Сергея Иосифовича. Из-за этого Александру не назначили Сталинскую стипендию. Дипломная работа пятикурсника ХММИ А.Парцевского имела прикладной характер, благодаря его предложению в автотракторной промышленности отменялась операция отпуска для цементируемых деталей сложной конфигурации из стали 20Х, что давало значительный экономический эффект. После окончания института Александр хотел учиться в аспирантуре, но в 1940 г. он был призван в Красную Армию. Служил под Львовом. Именно оттуда он прислал поздравительную открытку с полными надежд пожеланиями в новом 1941 году, когда его должны были демобилизовать. Саша мечтал после возвращения из армии продолжить учебу. Не пришлось.
Грянула война. Отец, дядя эвакуировались на Урал вместе с заводом, мама с детьми осталась в оккупированном Харькове. Мама умерла в 1942 г. после тяжелого ранения (ранили фашистские каратели на поле, где зимой люди пытались найти хоть одну картошину)… С самого начала войны от Саши приходили письма, знаменитые «треугольники». С августа 1944 г. от Саши писем не было. На запрос генерал-майора А.А. Морозова о судьбе племянника пришел ответ от начальника штаба воинской части, в которой воевал Александр Парцевский, о том, что он пал смертью храбрых 24 сентября 1944 г. и похоронен с воинскими почестями на северной окраине латвийского города Рауна.
В семье Парцевских, спустя десятилетия, сохранилась только та новогодняя поздравительная открытка и пять фотографий Саши (одна из них, как и фрагмент новогодней открытки, – на снимке на 1 стр.).
На нас издалека смотрит ваш ровесник, сдавший свой самый главный экзамен в сорок четвертом…
Достойны ли мы искренне и открыто смотреть в ответ?