Стремительное развитие железнодорожной техники, которое наблюдается в
последние годы в Украине, требует от учебных заведений, и, в первую очередь, от
технических вузов, подготовки нового поколения инженеров – мыслящих, творческих
личностей. Это они должны создавать новые скоростные пассажирские поезда,
надежный и безопасный высокоскоростной рельсовый транспорт, ускорять
транспортировку массовых грузов.
Такие задачи вполне под силу решать выпускникам кафедры «Электрический
транспорт и тепловозостроение» нашего университета. Профессор В.Г. Маслиев –
один из тех ее преподавателей, кто, снабжая багажом глубоких знаний, дает им
«путевку в жизнь». «В ХПИ я учился в 60-е годы. Тогда заведующим кафедрой
локомотивостроения был профессор С.М. Куценко. Он первым привлек меня к участию
в научно-исследовательской работе. Этот опыт пригодился мне на Луганском
тепловозостроительном заводе, где я после окончания вуза проработал 3 года
инженером в отделе главного конструктора и в бюро путевых и динамических
испытаний новых тепловозов», – вспоминает Вячеслав Георгиевич. Его, как одного
из самых способных своих учеников, Сергей Митрофанович приглашает на кафедру
инженером в отраслевую научно-исследовательскую лабораторию. Под его
руководством В.Г. Маслиев защищает сначала кандидатскую диссертацию, посвященную
передачи мощности от дизеля на колеса тепловоза, а затем докторскую. В ней он
провел исследования взаимосвязи динамики тепловозов с износом их колес и
предложил устройство для радиальной установки колесных пар в кривых участках
пути, в значительной степени решающего проблему уменьшения износа гребней колес.
Научно-исследовательские работы по применению пневматического рессорного
подвешивания тепловозов, радикально улучшающих их динамику, в которых участвовал
вместе со своими коллегами по кафедре и Вячеслав Георгиевич, были удостоены
серебряной медали ВДНХ СССР. Результаты этих исследований внедрены на многих
тепловозах различных типов.
Сегодня для студентов ТМ факультета профессор В.Г. Маслиев читает лекционные
курсы «Теория локомотивной тяги», «Динамика системы локомотив-путь»,
«Проектирование передач мощности локомотивов», проводит с ними в компьютерном
классе, оснащенном современными ПК, практические и лабораторные работы. Здесь
будущие специалисты могут применить свои знания и в проектировании, и в решении
задач. По примеру своего наставника, профессора С.М. Куценко, Вячеслав
Георгиевич также привлекает способных ребят к научной работе. Они помогают ему
выполнять хоздоговорную тематику, посвященную экономичности передач мощности
тепловозов и исследованию пневматического рессорного подвешивания локомотива для
скоростей движения свыше 160 км/ч. Это аспирант Александр Бойко, который в свое
время занял 2 место в конкурсе студенческих дипломных работ, ассистент Дмитрий
Якунин – автор разработки системы принудительного наклона кузова при движении на
кривых участках пути с целью повышения комфорта пассажиров дизель-электропоездов,
студентка Елена Редченко (ТМ-52). Это, безусловно, развивает их творческое
мышление, позволяет лучше освоить специальность. «Наша задача – поиск
талантливых ребят, которые «болеют» железнодорожной техникой. Их мы приглашаем в
аспирантуру, стараемся оставить у себя на кафедре, но, к сожалению, это не
всегда удается. Некоторые организации, например, частные фирмы, предлагают им
заработную плату гораздо выше, чем у нас, преподавателей», – говорит Вячеслав
Георгиевич. В основном же выпускников кафедры «Электрический транспорт и
тепловозостроение» с удовольствием берут на работу на завод им. Малышева, в
локомотивное депо станции «Основа», на Харьковский вагонный завод. И, что
следует отметить, по служебной лестнице они продвигаются гораздо быстрее
остальных.
Сейчас на кафедре подготовлено учебно-методическое пособие для студентов,
выполняющих дипломное проектирование, которое охватывает вопросы экипажной части
тепловоза, передачи мощности на колеса и прочности основных элементов ходовой
части. Один из его авторов – бывший заведующий кафедрой локомотивостроения,
автор более 100 научно-методических работ и монографии, 15 изобретений, многие
из которых внедрены на тепловозах, профессор В.Г. Маслиев. Он стремится
продолжить дело своего Учителя – профессора С.М. Куценко в таких направлениях,
как повышение фундаментальной и компьютерной подготовки студентов, моделирование
теплоэлектромеханической системы тепловозов и улучшение динамических качеств
подвижного состава. «А чего не успею сделать, – уверен Вячеслав Георгиевич, – то
завершат мои внуки-школьники, которым уже сейчас прививаю любовь и уважение к
Национальному техническому университету «Харьковский политехнический институт».