Декан факультета транспортного машиностроения Виталий Валериевич Епифанов преодолел здесь все ступени роста. В 1979 году, с отличием окончив специальность «Гусеничные и колесные машины», он начал работать инженером, потом стал молодым преподавателем, затем доцентом, а в 2003 году – профессором родного вуза. Успешно трудился в должности зам. декана по учебной работе, а с 2000 года – декана факультета ТМ.
|
Еще студентом он участвовал в исследованиях тяговой динамики и ходовых систем самоходных транспортных машин. Одной из наград за успехи стала Медаль Министерства высшего образования СССР «За лучшую научно-исследовательскую работу студентов», которой он был отмечен по окончании университета. Тогда все было впереди: высокие достижения, преграды и их преодоление. Кандидату технических наук, доценту, профессору В.В. Епифанову принадлежит сегодня более 100 опубликованных научных работ, включая монографию «Колебания в транспортных машинах» (в соавторстве). Его труды уже успели приобрести большое практическое значение. На сегодняшний день декан факультета ТМ получил более 30 авторских свидетельств на изобретения и патентов (уже в 1986 году он был отмечен знаком «Изобретатель СССР», а в 1997-м стал совместно с профессором Е.Е. Александровым Лауреатом Фонда защиты и поддержки авторов интеллектуальной собственности имени Н.А. Куцына).
Но декан – прежде всего преподаватель. На своем факультете Виталий Валериевич читает разработанный им самим курс лекций по теории, конструированию и расчету колесных и гусеничных машин. А его учебник «Расчет и основы конструирования ступенчатых трансмиссий» (в соавторстве), 3 учебных пособия и более 30 методических указаний стали добрыми помощниками для студентов. Огромное внимание уделяет декан созданию учебных планов и программ специальностей факультета, методическому обеспечению учебного процесса, подготовке кадров, воспитанию студенческой молодежи. Помимо этого он выполняет функции члена ученого и редакционно-издательского советов, приемной комиссии НТУ «ХПИ», председателя совета факультета ТМ.
На факультете, имеющем 1 общую и 4 выпускающих кафедры, работает 60 преподавателей, среди них – 45 докторов и кандидатов наук, профессоров и доцентов, 2 Заслуженных деятеля науки и техники Украины, 2 лауреата Государственной премии Украины. Все кафедры возглавляют доктора наук. Жюри конкурса на звание лучшего декана года принимало во внимание, прежде всего, достижения факультета за учебный год. Общими усилиями сотрудников факультета в истекшем учебном году получены 2 именные стипендии, 8 патентов, успешно завершен проект Гранта 1064 Научно-технологического центра Украины (НТЦУ), защищены 1 докторская и 2 кандидатских диссертации. Трудоустроено 100 % выпускников. Качественная успеваемость на факультете во время зимней сессии 2003-2004 учебного года составила 43 %, а абсолютная – 91 %; за этот период было опубликовано 125 научных статей, и это – неполный список результатов плодотворного труда факультета ТМ.
Будучи мастером спорта СССР по туризму, Виталий Валериевич не утратил активности и сегодня. Декан лично участвует в поддержке спорта на факультете. Это значительно повышает его рейтинг у студентов, которые всегда с радостным переживанием «болеют» за него на университетских соревнованиях для преподавателей.
Большую роль в процветании факультета играют международные отношения; успехи в этой области также учитывалась на конкурсе. Сегодня кафедра «Двигатели внутреннего сгорания» имеет договор с университетом г. Клайпеды (Литва), поддерживает связи с Чешским техническим университетом (г. Прага), Политехникой г. Кельце (Польша), МГТУ (г. Москва, Россия), политехническим университетом Китая. Доцент А.В. Крохмалев участвовал в конференции, состоявшейся в Краковском университете (Польша). На факультете учатся иностранные аспиранты.
Особое внимание декан профессор В.В. Епифанов уделяет сохранению контингента контрактных студентов, количество которых с 1.01.2003 по 1.01.2004 возросло со 157 до 195 человек. Сегодня на факультете уже 255 контрактных студентов. На Ученом совете факультета разработано и утверждено «Положение о контроле текущей успеваемости и учебной дисциплины студентов-контрактников». Ежегодно 20-25 студентов этой категории останавливаются в своем выборе на давно ставших традиционными специальностях «Двигатели внутреннего сгорания» и «Колесные и гусеничные транспортные средства». При непосредственном участии декана на факультете открыты новые специальности, такие как «Автомобили и автомобильное хозяйство», «Информационные технологии проектирования» и «Теория механизмов, машин и роботов» (при непосредственном участии профессора Г.И. Львова).
В связи с заметным развитием в Украине метро- и железнодорожного транспорта возросла и популярность, в том числе среди контрактников, таких специальностей, как «Электрический транспорт» и «Подвижный состав и специальная техника железнодорожного транспорта».
Личный вклад профессора В.В. Епифанова в успехи факультета в этом году – опубликованная в соавторстве монография, две научно-технические статьи, полученный патент Украины на изобретение, поданные для участия в проходящем в данное время конкурсе фонда М.А. Куцына материалы, заявка на изобретение.
В том, что он стал одним из призеров вузовского тура конкурса, Виталий Валериевич видит заслуги всего коллектива факультета. Но налицо и обратная связь – в успехах ТМ-овцев большая доля принадлежит декану.