Профессор Виктор Львович Кирпичев – первый директор нашего университета –
стал впоследствии также основателем нынешнего НТУУ «КПИ». В «Известиях»
Киевского политехнического института Императора Александра ІІ (1903 г.) был
опубликован текст речи В.Л. Кирпичева на тему „Значение фантазии для инженеров”.
Знакомство с нею даже в сокращенном виде будет для харьковских политехников
приятным, интересным и полезным.
«Известный английский физик Джон Тиндаль на одном из съездов Британской
ассоциации произнес замечательную речь «О роли воображения в развитии наук», в
которой прекрасно уяснил значение фантазии для физических наук». Тиндаль, по
справедливости, ценит очень высоко эту способность человеческого духа, про
которую он выражается следующим образом: «Для того, чтобы рассеять мрак,
окружающий мир ощущений, мы снабжены даром воображения». Между прочим, он
приводит такие примеры, действия фантазии в научной среде, взяв для образа двух
самых знаменитых ученых: «Когда Ньютон от падения яблока перешел мысленно к
падению луны – это был скачок фантазии. У Фарадея игра воображения всегда
предшествовала его опытам».
Мне кажется, что среди наук наибольшая сила воображения требуется в
математике. Говоря это, я имею в виду не то воображение, которое нужно иметь,
чтобы ясно представить себе фигуры и построения. Такое воображение есть почти у
всех людей, и его можно в значительной степени развить у каждого ученика. Но я
говорю о высшей степени этой способности, о той фантазии, которая нужна для
мастеров дела, творцов и двигателей науки. Фантазия нужна математику, чтобы
придумывать новые приемы, новые построения. Без нее он не будет двигаться
вперед, а только вертеться в кругу прежних идей. Скоро здесь все будет
исчерпано, и движение науки прекратится; ученые превратятся в комментаторов.
Изучая творения великих математиков, мы поражаемся богатством их фантазии,
многочисленностью придумываемых ими новых, неожиданных приемов, умением найти в
вопросе новую, прежде незамеченную сторону – вообще способностью выйти из сферы
традиции, рутины. Они не могут оставаться при прежнем, а неудержимо стремятся к
новому. В них как бы вложено природное противоречие установившимся взглядам,
известному…
Математика дает нам образцы самых смелых результатов фантазии, в ней
создались, можно сказать, наиболее смелые концепции человеческого гения –
понятия о пространстве четырех и более измерений, и о неэвклидовой геометрии.
Тиндаль в своей речи говорит, главным образом, о значении воображения при
создании физических гипотез. Успехи физики и химии зависят также от придумывания
новых приборов, новых приемов опытов исследования, от догадок о возможных новых
химических соединениях, а все это – продукты фантазии. Способность тонкого,
внимательного наблюдения очень важна для естествоиспытателя, но одной ее
недостаточно. Чтобы получить новые результаты, нужно постоянно придумывать
новое. Для этого необходима богатая фантазия, и мы по справедливости можем
назвать Коперника, Кеплера, Ньютона, Фарадея гениальными фантазерами.
В технической области фантазеры называются изобретателями; у них фантазия
развита в высокой степени, в этом отношении они имеют сходство с великими
учеными. То же качество составляет принадлежность поэтов, и хотя это может
показаться странным, но при ближайшем рассмотрении мы замечаем многочисленные
черты сходства у трех разрядов гениальных людей – ученых, поэтов, изобретателей.
Один писатель, характеризуя Джеймса Ватта, самого знаменитого из всех
изобретателей мира, изобретателя par excellence, говорит, что «Ватт в механике
был то же, что Ньютон в астрономии и Шекспир в поэзии», и эти слова должны быть
признаны очень меткой и верной характеристикой…
(Продолжение следует).