29 октября исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося конструктора танков, дважды Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и трех Государственных премий СССР, д. т. н., генерал-майора А.А. Морозова.
|
Весь творческий путь Александра Александровича можно условно разделить на 3 больших периода
В первом – предвоенном – он участвовал в разработке первых советских танков Т-12, Т-24, которые по сравнению с английскими, американскими и французскими аналогами имели низкие тактико-технические характеристики. У советских конструкторов не было опыта такого проектирования, поэтому политическое и военное руководство нашей страны приняло решение закупить несколько образцов зарубежных танков с целью дальнейшего освоения их серийного производства в СССР. В 1931 году на ХПЗ им. Коминтерна (ныне – государственное предприятие «Завод им. Малышева») прибыло 3 американских танка конструкции Кристи. Освоив их производство, коллектив завода дал новому современному танку, который имел лишь противопульное бронирование и 30 мм пушку, название БТ-2. Но уже в 1935 году на вооружение советской армии поступил БТ-5, вооруженный 45 мм пушкой и отечественным двигателем М-5 конструкции А.А. Микулина. В 1937 году в нашей армии появился БТ-7, оснащенный дизельным двигателем В-2, который разработали специалисты ХПЗ им. Коминтерна. В конструировании всех этих машин большое участие принимал и А.А. Морозов. Первый период его творческой деятельности заканчивается созданием в 1940 г., совместно с М.И. Кошкиным и Н.А. Кучеренко, танка Т-34. Это был танк, опередивший мировое танкостроение на 10 – 15 лет. Он сыграл решающую роль в нашем победоносном завершении Великой Отечественной войны, за годы которой было выпущено 58 тыс. этих танков.
Второй период – это военные годы. Тогда был создан усовершенствованный вариант Т-34 с 85 мм пушкой, получивший название Т-34-85. В конце войны под руководством Главного конструктора А.А. Морозова был создан танк Т-44, который явился переходной моделью от танка Т-34-85 к танкам первого послевоенного поколения Т-54 и Т-55. На них впервые была использована торсионная подвеска и, главное, стабилизатор танковой пушки, позволявший вести прицельный огонь из танка «с ходу». А на Т-55 впервые была применена и система противоатомной защиты. Всего же в различных странах мира их было выпущено более 70 тыс. Они до сих пор стоят на вооружении армий Польши, Чехии, Венгрии, Болгарии, Румынии, Китая, Ливии, Израиля, а также ряда государств Африки и Латинской Америки.
Третий этап начался в 1951 г. – после возвращения А.А. Морозова из Нижнего Тагила в Харьков. Этот период закончился созданием танка Т-64, также опередившим мировое танкостроение на 15 лет. На нем впервые был применен дизель 5 ТД с оппозитным расположением цилиндров, что позволило значительно уменьшить силуэт танка и его забронированный объем. Этому способствовало также использование впервые в мировом танкостроении механизма заряжания, что позволило сократить экипаж танка до 3-х человек. На последующих модификациях Т-64 была установлена танковая 125 мм пушка. Последние годы своей жизни А.А. Морозов посвятил разработкам перспективного безбашенного танка с вынесенным основным вооружением. Проект этой военной машины получил название Т-74.
Александр Александрович Морозов всегда уделял огромное внимание научным разработкам в области танкостроения и подготовки высококвалифицированных кадров для танковой промышленности СССР. В 1972 г. по его инициативе в ХПИ была создана кафедра колесных и гусеничных машин (танкостроения). Сейчас это единственная в Украине кафедра, которая готовит инженеров для танковой промышленности нашей страны. При ней функционирует Ученый совет по защите докторских диссертаций (специальность 20. 02. 14 «Вооружение и военная техника»). Кафедра имеет большие творческие связи с Харьковским конструкторским бюро по машиностроению, которым 36 лет руководил Александр Александрович Морозов. В Ученом совете при кафедре колесных и гусеничных машин защитили диссертационные работы многие сотрудники ХКБМ им. Морозова – Генеральный конструктор Украины по бронетанкостроению и артиллерийским системам М.Д. Борисюк, главные конструкторы направлений Ю.М. Бусяк, Л.К. Магерамов, В.В. Вакуленко, А.Г. Славиковский, зам. начальника ХКБМ Ю.И. Волченко, начальники отделов В.И. Гошков, В.Ф. Климов, В.А. Кононенко и многие другие.
28 октября – накануне празднования 100-летия со дня рождения выдающегося танкостроителя – на административно-хозяйственном корпусе, где расположена кафедра колесных и гусеничных машин, была открыта мемориальная доска А.А. Морозова. На торжественном открытии выступили ректор НТУ «ХПИ», профессор Л.Л. Товажнянский, Генеральный конструктор Украины по бронетанкостроению и артиллерийским системам М.Д. Борисюк, заведующий кафедрой колесных и гусеничных машин, профессор Е.Е. Александров, декан ТМ факультета, профессор В.В. Епифанов, заведующий кафедрой автомобиле- и тракторостроения, профессор В.Б. Самородов, председатель Совета ветеранов нашего университета, доцент Ю.Д. Безрученко, сын А.А. Морозова – полковник в отставке А.А. Морозов, а также внучка знаменитого конструктора – майор танковых войск Вооруженных Сил Украины И.А. Морозова. Это знаменательное событие совпало со всенародным праздником нашей страны – 60-летием освобождения Украины от немецко-фашистских захватчиков.