О газете | Архив номеров | Архив статей | Поиск      

Музейно-этнографическая экспедиция к крымским татарам


[Я. Красовская, Е. Разумеева]
#4-5 от 25.02.2008

На снимках: новые обитательницы Бахчисарая;

В январе 2007 г. состоялась музейно-этнографическая экспедиция в крымско-татарский поселок Исмаил-бей под Евпаторией, организованная директором этнографического музея «Слобожанські скарби» им. Г. Хоткевича кафедры этики, эстетики и истории культуры НТУ «ХПИ» М.М. Красиковым. Участниками ее были студенты и недавние выпускники ХПИ, ХНУ им. В.Н. Каразина, Харьковской государственной академии городского хозяйства. Целью экспедиции было как знакомство с «музеефицированной» культурой крымских татар (мы посетили около 10 музеев и ряд исторических и памятных мест Крыма), так и живое общение с ее представителями, «погружение» в мир данного этноса.

Прожив неделю в большой татарской семье А. Аджи-Асана и пообщавшись со многими жителями поселка, а также Евпатории, Бахчисарая, Симферополя и Старого Крыма, мы можем поделиться некоторыми наблюдениями.

Семьи крымских татар имеют патриархальный характер. Считается, что глава обязан содержать семью. Главным критерием при выборе профессии для мужчины является ее прибыльность. Водитель экскурсионного автобуса Реза Шабдинов (1953 г. рожд.) на вопрос о распорядке дня ответил: «Даже в юношеском возрасте у наших мужчин нет свободного времени. Чаще всего мы работаем по графику «сутки – двое» или «сутки – трое», чтобы в свободное время заниматься обустройством дома. На развлечения времени нет». У крымских татар очень популярен анекдот: «Захотела русская девушка выйти замуж за татарина. А мать ее отговаривает: «Не делай этого, татарские мужчины только тем и занимаются, что строятся».

В современной татарской семье женщина может реализовать себя в профессиональном плане. Есть среди них и представительницы интеллигентных профессий – учителя, музыканты, актеры, руководители кружков и др. Но при этом у них остаются обязанности ведения домашнего хозяйства, воспитания детей. Мужчины чаще всего в этом участия почти не принимают. Детей воспитывают в строгости, прививают уважение к старшим.

в нетопленной мечети Исмаил-бея вместе с муллой стылым зимним утром после трехчасовой беседы. Босиком…;

В Исмаил-бее много делается для возрождения народного творчества. Под руководством Э.Т. Беляловой дети учатся золотошвейному мастерству, вышивают бисером, шьют костюмы, изучая при этом не только технологию изготовления, но и символику традиционной вышивки. Изучают дети и татарские народные танцы, и народную спортивную борьбу куреш (на поясах), участвуют в проведении народных праздников.

Даже после того, как ребенок достигнет совершеннолетия, между ним и родителями сохраняется эмоциональная привязанность. Как правило, сын не женится, пока ему семья не поможет «встать на ноги». Татарские бабушки и дедушки принимают активное участие в воспитании внуков. В то же время у татар нет домов престарелых, так как ребенок считает своим долгом заботиться о родителях до их смерти. Интересно, что почтительное отношение к родителям у татар просматривается и в их поговорках. Например, когда настаивается суп, они говорят: «Пусть суп сходит к своим родителям».

Когда женщина выходит замуж, она перестает быть членом родительской семьи. Риане Шабдинова рассказала, что когда к ней пришла замужняя дочь после ссоры с мужем, чтобы хоть день-два пожить в родном доме, она отказалась ее принять, говоря: «Иди в свою новую семью!»

В современных татарских семьях, несмотря на европеизацию, еще сохраняются народные традиции. Принимая гостей, хозяйка дома первым делом подает кофе с татарскими сладостями – курабье и другими видами печенья. За столом сначала обслуживают мужчин. В татарских домах вы не увидите веника, стоящего вертикально. Считается, что веник должен лежать у порога, чтобы все оставалось в семье (чтобы добро не уходило). У татар, как и у славян, существует запрет на переступание веника: переступишь – не будет благополучия.

в тысячелетнем колодце Чуфут-Кале: одни смотрят вверх, другие – вниз, третьи – в себя…

У татар сохраняются религиозные традиции. В семье хотя бы один человек обязан раз в год соблюдать пост – Рамадан (ничего не есть и не пить до захода солнца), чтобы очистить от грехов себя и своих близких. Человек, «держащий уразу» (соблюдающий пост) пользуется большим уважением среди односельчан. В семье, где мы жили, постилась бабушка – Местуре Асансабриевна. После достижения семилетнего возраста, когда, по мнению татар, ребенок начинает самостоятельно мыслить, его обучают Корану.

Даже в молодых татарских семьях при соблюдении обрядов сохраняется неравенство между мужчиной и женщиной. Во время похорон женщина не имеет права следовать за процессией на кладбище. И только после сорока дней она может прийти проститься со своим близким.

Культура крымских татар до сих пор сохранила многие архаические черты, которые удивительным образом вплетаются в современный урбанизированный быт большинства представителей этого народа, и заслуживает самого внимательного изучения.

Я. Красовская, ХНУ им. В.Н. Каразина; Е. Разумеева, НТУ «ХПИ».

Разработка, поддержка и наполнение: лаборатория информационно-поисковых систем НТУ "ХПИ" © 2004 — 2021


Яндекс.Метрика

Дніпропетровський національний університет імені Олеся Гончара Національний університет цивільного захисту України Народная украинская академия Харківський національний автомобільно-дорожній університет Національний фармацевтичний університет Національний гірничий університет