|
Павел Петрович Копняев… Что нам говорит это имя? К сожалению, большинству студентов – немного. Но для отечественной науки – это ученый с мировым именем. Как сказал о нем профессор Г.П. Губенко: «Був дійсно творцем української електротехнічної школи». Для Харькова – человек, чье имя неразрывно связано с ХЭМЗом и, конечно, Политехом. Для самого ХПИ П.П. Копняев – это электрификация института, строительство ЭК, создание электротехнического факультета, открытие многих электротехнических специальностей.
Родился Павел Петрович 27 февраля 1867 года в Уральске в семье есаула казачьего войска. Отца он лишился рано. И когда мальчик немного подрос, мать отдала его в Оренбургский кадетский корпус для обучения за государственный счет, как сына военного. Позже Павел учился в Михайловском артиллерийском училище, которое славилось отличным преподаванием математики и механики. Интересно и то, что после Михайловского он получил звание сотника, тогда как сокурсники – хорунжих. Он мог сделать блестящую карьеру военного, но предпочел армии науку.
Впервые с «ученьем о электричестве и электротехнике», которое было «не обязательно для студентов», Павел Петрович столкнулся в Петербургском технологическом институте. Новая наука так увлекла молодого Копняева, что он посвящает ей все свободное время. Он изучает немецкий язык, мечтая о продолжении учебы в Германии, ведь немецкая электротехническая школа считалась в то время самой авторитетной в мире. В Дармштадте Павел Петрович учился на отделении профессора Эразма Китлера, который очень много внимания уделял практической подготовке студентов. Это наложило отпечаток на стиль преподавания молодого ученого. Перед возвращением в Россию Павел Петрович посетил многие лаборатории и заводы Германии, где получил ценный опыт по организации учебного процесса на родине.
Дальнейшую свою жизнь он связал с Харьковом и нашим Политехом.
В конце ХIХ века в России электротехника читалась только в ряде высших учебных заведениях. Да и то, как второстепенный необязательный предмет. С приходом Павла Петровича в ХТИ ситуация на юге страны начала меняться. Уже в 1898 году он поднимает вопрос о выделении электротехники, как отдельной дисциплины, увеличении количества часов лекционных и практических занятий. Сам приступает к чтению курсов по электроизмерениям, динамо-машинам постоянного тока и расчетам сетей. Он руководит дипломным проектированием.
Существующие тогда учебники были далекими от совершенства и не отвечали требованиям нового предмета. Поэтому профессор П.П. Копняев много времени уделял созданию книг и учебных пособий, которые студенты ценили за наглядность и простоту изложения, чего зачастую не хватает современным изданиям.
В те годы электротехническая лаборатория ХТИ занимала две комнатки с небольшим количеством оборудования. Сам институт освещался керосином. Сейчас сложно представить, но мощности городской электростанции хватало лишь для освещения части Университетской улицы. Поэтому в 1900 г. по проекту П.П. Копняева и под его непосредственным руководством началось строительство электростанции института. А к 1910 г. она уже обладала мощностью свыше 500 кВт, сохраняя возможность дальнейшего расширения.
Параллельно Павел Петрович разработал схемы коммутации трамвайных подстанций в Петербурге и Москве, технический проект мариупольского, полтавского трамвая, освещения г. Лебедина.
Павел Петрович был выдающимся педагогом. Именно он предложил проводить лабораторные работы параллельно с лекциями. Да и сами лекции всегда сопровождались практическим демонстрированием. На особой тележке двигатели доставлялись в аудиторию и, при помощи специального крана, размещались на лекционном столе.
Большое внимание уделялось и опытам с высоким напряжением. При проектировании электрокорпуса Павел Петрович одну из аудиторий стремился расположить так, чтобы из нее открывался вид на лаборатории с трансформатором до одного миллиона вольт.
В 1921 г. в ХТИ открыт электротехнический факультет, и первым его деканом стал сам Павел Петрович. А в связи с возросшим числом студентов, он не один год добивался выделения средств на строительство нового корпуса. Была создана комиссия по постройке здания для нового факультета, которую возглавил академик архитектуры А.Н. Бекетов.
И вот, когда мечта, наконец, начала сбываться, возникла еще одна преграда…
В 1925 г. харьковский горкомхоз спроектировал трамвайную линию, соединяющую Журавлевку с центральной частью города, которая должна была проходить через территорию, где сейчас стоит электрокорпус. Сам же ЭК предполагалось вынеси за черту города. Этот проект горячо поддерживали почти все городские службы. Можно только догадываться, сколько сил и энергии потратил П.П. Копняев, чтобы перенести линию.
В постройке нового корпуса для профессора Копняева не существовало мелочей, так как это было делом его жизни, его мечтой. Он лично оборудовал машинный зал и большую аудиторию. По несколько раз переделывались проекты оборудования лабораторий нового корпуса. Со строительством ЭК связано много интересных историй.
Так, когда П.П. Копняев был на даче в 1930 году, строители отступили от плана. На втором этаже, вместо высоких окон фасада (над главным входом), поставили стандартные, которые были короче на метр. Это придало корпусу «тяжеловесный вид» и лишило большую аудиторию света. Когда же профессор Копняев узнал об этом, то «не мог ни есть, ни пить, ни спать». Над окнами был проложен железобетонный пояс, не позволявший исправить положение. П.П. Копняев так никогда и не смог простить строителям столь грубую ошибку.
Еще до окончания строительства профессор Копняев тяжело заболел, пережил несколько сердечных приступов, начал слепнуть. Но как можно усидеть дома, когда сбывается мечта всей жизни! Однажды его жена наблюдала, как он один, почти слепой, спускался по лестницам с 3-го этажа. Все дело в том, что Павел Петрович держал в голове весь план будущего корпуса в мельчайших подробностях, поэтому преодоление ступенек не составляло для него большого труда.
В ночь со 2-го на 3-е июня 1932 года Павла Петровича не стало…
Высококлассный специалист, выдающийся инженер своего времени, который внес огромный вклад в развитие электрического привода, метрологии, создатель авторитетнейшей в бывшем Союзе школы электротехников, прежде всего, оставался человеком – Человеком с большой буквы, который оставил о себе самые теплые воспоминания.
При написании статьи были использованы книги и сборники В.А. Каменевой, посвященные памяти Павла Петровича Копняева. А также воспоминания его жены Марии Дмитриевны. Отдельное спасибо за оказанную помощь коллективу музея НТУ «ХПИ», особенно А.В. Игнатченко, кафедре АЭМС, профессору В.Б. Клепикову.