Восстанавливающий время

[А. Топтыгин, главный научный сотрудник]
#15-16 от 10.09.2007

Памяти П.Г. Черемского

Хто зберіг любов до краю
І не зрікся роду,
Той ім’ям не вмре ніколи
В спогадах народу.
Олександр Олесь.

Что делает человека человеком? Что делает его самосознающей личностью? С чем связано наше человеческое «Я», так неудержимо стремящееся к познанию и освоению мира, так спешащее реализовать себя в короткий жизненный срок, чтобы обрести себя как свободную и самостоятельную индивидуальность? Откуда начинается этот путь к свободе? Когда наступает рабство и тоталитаризм? Что делает нас манкуртами? Вопросов много, а ответы содержат одно коренное понятие – память. То, что живет в настоящем и осуществляет связь прошлого с будущим. «Разъялась связь времен» – трагедия гамлетовской души современного человека, которого стремятся лишить этой памяти, ибо лишенный памяти человек превращается в животное, а лишенный памяти народ – в послушное стадо.

Но живут среди нас и работают рядом с нами те немногие, чувствующие подобно герою шекспировской трагедии свое предназначенье, свою рожденность для того, чтоб «восстановить его!» – «расшатанный» ход века. Они, живущие этим, звонят в колокол культуры, будят спящую память, связывают между собой оборванные концы истории, погребенные в архивах, сожженные в рукописях, проданные на аукционах, сброшенные с колоколен, расстрелянные и зарытые бульдозерами во рвах идеологического противостояния. Они истинные подвижники, они мастеровые времени, его хранители и творцы. Благодаря их трудам из небытия выходят замолчанные имена, проявляются истинные облики людей, воскресают их судьбы, возрождаются забытые искусства, обычаи, традиции, восстанавливаются памятники «временных лет» и сквозь наслоения лжи и копоти от чадящих лампад перед образами идеологических идолов проступает духовный абрис нашего Отечества.

Сегодня мы хотим почтить память одного из таких подвижников, год назад перешедшего порог смерти, но не ушедшего из нашей жизни, из жизни нашего университета, нашего города, из жизни Украины, ибо он оставил после себя глубокий и, главное, живой след. Имя Петра Григорьевича Черемского, главного научного сотрудника кафедры физики металлов и полупроводников НТУ «ХПИ», доктора физико-математических наук, почетного профессора Харьковского института искусств, о котором сегодняшнее наше слово, безусловно, войдет в историю Слобожанской Украины. Он соединял в себе талант ученого-исследователя и глубоко и тонко чувствующее сердце музыканта, чуткие пальцы скрипача-виртуоза и физика-экспериментатора, энергию и целеустремленность общественного деятеля, талант организатора и усидчивость архивариуса.

Работал ли он над проблемами физики твердого тела или религиоведения, космической технологии или истории Слобожанщины, литературоведения или этнографии, журналистики или охраны памятников, восстанавливал ли Мемориал погибшим в Великой Отечественной или возводил новый – в память погибшим в Голодомор, конструировал ли вакуумные установки или составлял и редактировал первую украинскую антологию для детей «Дзига», водружал ли на площади Дзержинского вопреки воле властей сине-желтый прапор будущего государства Украина или, возрождая умерщвленную традицию, играл на той же площади на Рождество 1990 года первый «вертеп» – все это делал он с полной отдачей всего себя, своего таланта, вкладывая весь жар своей души, не считаясь со своим здоровьем и временем.

Когда мы каждое утро, спеша на работу или на учебу, поднимаемся по ступенькам корпусов нашего университета, то встречаемся с воплощенной в мраморе и бронзе мемориальных досок памятью о выдающихся политехниках.

Когда мы идем улицами Харькова, аллеями сада Шевченко, или Молодежного парка, мы также встречаемся с мемориальными знаками или памятниками в честь выдающихся харьковчан и значительных событий в истории города и Украины. Огромное их число появилось благодаря его поистине титаническому труду. Не только по поиску и исследованию биографий этих людей и событий (притом, что имена и сведения о жизни многих из них изымались из истории), но и по воплощению возрожденной памяти в пластике скульптурных форм, барельефах, в живописи, музыке и литературных произведениях. Вспомним сегодня об этом.

Вспомним и о том, что вся сознательная жизнь Петра Григорьевича Черемского была связана с Харьковским политехническим институтом, с кафедрой физики металлов, где он работал после окончания инженерно-физического факультета ХПИ в 1966 году. Начиная со студенческой скамьи, он принимает участие в научной работе кафедры, и после защиты диплома органично влился в коллектив рентгеновской лаборатории, руководимой М.Я. Фуксом. Тогда научное направление, которым занимался П.Г. Черемской – изучение низкоразмерных конденсированных сред с помощью метода малоуглового рассеяния рентгеновских лучей – только становилось на собственные ноги. Петр Григорьевич внес в его развитие весомый вклад, подтвердив высокую репутацию школы физики тонких пленок профессора Л.С. Палатника. Защитив кандидатскую диссертацию, он публикует в соавторстве со своими учителями М.Я. Фуксом и Л.С. Палатником свою первую монографию, посвященную физике порообразования в пленочных системах. Вскоре вышла и вторая его монография, обобщающая методы исследования пористых систем, к которым относятся многие реальные системы.

После защиты докторской диссертации вышло еще 4 монографии. В списке научных публикаций у него насчитывается более 150 статей. Но там не числятся те мемориальные доски (а их около 40), которые не просто украшают наш город и университет, но делают их исторически живыми, исторически говорящими, а нас – современниками и участниками тех событий, собеседниками тех людей, которые смотрят на нас с барельефов и скульптур.

Там не числится и возрожденная традиция кобзарства, колыбелью которой была Слобожанщина. Здесь же в 30-х годах кобзарство нашло и свою могилу… Здесь, в Харькове, разыгралась трагедия народных песенников, собравшихся на Всеукраинский съезд бандуристов. После съезда, как пишет в своей книге «Повернення традицiй» Кость Черемский, сын Петра Григорьевича, около трехсот человек вместе с поводырями бесследно исчезли. Теперь же, в наши дни, усилиями П.Г. Черемского и его сыновей традиция игры на народных украинских инструментах получила вторую жизнь.

Автору настоящей статьи довелось тесно сотрудничать с Петром Григорьевичем на протяжении многих лет, и мы можем отметить его четкое видение и профессиональный подход к содержательной стороне излагаемого в монографиях и статьях материала (не говоря уже о самих исследованиях), а также к стилю его изложения. Обладая энциклопедически богатым объемом знаний, он умел отстаивать и проводить в жизнь свои идеи, несмотря на все препятствия, не пасуя перед самыми высокими авторитетами и должностями тех, от кого зависело решение вопроса. Самые высокие бюрократические и идеологические барьеры не могли устоять перед ним, даже когда речь шла о сомнительных с идеологической точки зрения мероприятиях. Таких, как установление мемориальной доски в честь пионера отечественной авиации Л.М. Мациевича в 1985 г., или крест в память Голодомора в 1989 г. и др. Обладая ярким общественным темпераментом, он зажигал людей своими идеями, и при этом основную тяжесть работы брал на себя и своими руками вместе с единомышленниками, друзьями и сыновьями возводил, строил, устанавливал... Зачастую на голом энтузиазме. От государства требовалось лишь одно: не мешать. Такими же энтузиастами он воспитал и своих четверых сыновей, готовых переносить физические страдания, голодовку и всяческие трудности ради достижения идеалов, воспитанных отцовским примером. Жизнь предоставила им возможность доказать это на деле.

Фундаментальный подход физика-экспериментатора был перенесен им и на произведения гуманитарного плана, родившиеся под его пером в результате его собственных изысканий во многих областях, связанных с историей Украины, этнографией, искусствоведением, религиоведением и др. Цельность личности Петра Григорьевича ярко проявлялась в органичном соединении полярностей человеческого знания и деятельности. Он был успешен как физик и инженер, своими руками собравший уникальную установку для своих измерений, принесших ему докторскую степень.

Когда в космосе на орбитальных станциях «Салют-6», «Салют-7», «Мир» были получены тонкопленочные покрытия, стоял вопрос оценки влияния агрессивных факторов космического пространства на структуру и свойства полученных в космосе или используемых в космических аппаратах конструкционных и функциональных материалов. Требовалось разработать соответствующую аппаратуру и методологию экспериментов в космосе, чтобы собрать информацию, которую еще никто в мировой практике не получал. Информацию, необходимую для понимания механизмов и кинетики деградации материалов в космическом пространстве, и, соответственно, для того, чтобы дать конструкторам космических аппаратов возможность прогнозирования ресурса работы крупногабаритных космических конструкций. Это был многолетний коллективный труд, инициированный профессором Л.С. Палатником и проводимый под его руководством. Космические эксперименты осуществлялись в содружестве с Ракетно-космической корпорацией «Энергия», с которой кафедра сотрудничала около 40 лет. И здесь необходимо отметить, что измерения, проведенные П.Г. Черемским, сыграли очень важную роль в решении поставленных задач.

Он был профессионалом во всех областях, на которые распространялся его интерес. В среде профессиональных художников, краеведов, литературоведов, историков, музыкантов его ценили не меньше, чем среди специалистов в области физического материаловедения. Недаром он был удостоен звания почетного профессора Института культуры. А его активная деятельность на различных постах в организациях, связанных с культурным и историческим пространством Слобожанщины: как председателя Ассоциации защиты исторической среды, председателя Харьковской областной секции памятников научно-технического прогресса, члена Президиума областного фонда культуры и деятельность на других должностях, – обогатила наш край и наш город новыми памятками нашей собственной истории.

В этой связи, необходимо отметить, что особое место в его жизни занимала журналистика. Политехники и остальные харьковчане благодаря его творчеству знакомились с историей, обычаями, традициями родного края, о которых он писал в родной многотиражке, в «Панораме» и других харьковских газетах, одну из которых он и редактировал и издавал сам. На наш взгляд в ней печатались далеко не бесспорные материалы, но самым ценным в ней было ее детское приложение, из которого родился впоследствии уникальный детский «универсальник» «Щедрик». Сценарии вертепов, описания детских игр, рассказы о выдающихся людях далекого и не очень прошлого и многое другое, что было забыто официальными изданиями, но жило в народе и было интересно детям – все это составило содержание этого издания, которое сравнивали с французской детской энциклопедией.

Широтой и разносторонностью интересов, фундаментальностью подходов к каждой стороне жизни человеческой и культуры народа он походил на Гната Хоткевича – корифея украинской культуры. Гнат Хоткевич – выпускник 1900 года нашего (тогда Харьковского технологического) института, инженер, писатель и драматург, композитор и музыкант, скрипач и бандурист, дирижер, актер и режиссер, историк и этнограф, педагог и просветитель. Имя Г.Хоткевича – автора многочисленных литературных (пьесы, проза), литературоведческих, исторических, музыкальных (вокальных, хоровых, симфонических) произведений, учебников, переводчика Калидасы, Шекспира, Гюго и др. мировых авторов, организатора капелл бандуристов в Харькове и в Полтаве, основателя крестьянского театра, студенческой театральной труппы, первого рабочего театра в Харькове, участника революции 1905 года, расстрелянного в 1938 году как врага народа, было предано забвению на долгие-долгие годы так же, как и имена многих деятелей отечественной культуры, попавших под безжалостную машину идеологических репрессий.

Статьи и книги, предисловия и интервью, переиздание литературного и музыкального наследства Г. Хоткевича, создание Фонда национально-культурных инициатив им. Г. Хоткевича, организация и руководство Международным конкурсом исполнителей на украинских народных инструментах им. Г. Хоткевича, организация мемориального музея-усадьбы Г. Хоткевича и многое другое было направлено на увековечивание памяти Г. Хоткевича. Петр Григорьевич посвятил этому многие годы своей жизни. И теперь вся Украина и гости из других стран могут знакомиться и изучать жизнь и творчество этого выдающегося сына Слобожанщины.

Нам остается только удивляться и восхищаться той высшей мудростью, которая всесильно расширила до вечности рамки текущего времени, чтобы в духовном пространстве связать воедино судьбы этих двух подвижников, обогатив их делами культуру нашего края и всей Украины.

Его спрашивали: «Зачем Вам это все нужно? Ведь Вам и спасибо не скажут за Ваши труды». Он отвечал новыми делами, спасенными реликвиями, именами, возрожденными ремеслами, забытыми искусствами, книгами, музыкой: «Я не вижу в сделанном своей большой заслуги. Напротив, повезло мне!».

Нам же кажется, что ответом на этот вопрос могли бы быть строки поэзии Олександра Олеся:

«Мусить бути!» – скажи – і стане,
Захотіти – досягти!
Духа в льоті до мети
Не затримають кайдани.

От имени сотрудников кафедры физики металлов и полупроводников А. Топтыгин, главный научный сотрудник

Дніпропетровський національний університет імені Олеся Гончара Національний університет цивільного захисту України Народная украинская академия Харківський національний автомобільно-дорожній університет Національний фармацевтичний університет Національний гірничий університет