|
На снимке В. Русиновского: (слева направо) Александр Гиновян в роли Дира и Данила Колтыков (Аскольд). | |
Осень – пора открытия театрального сезона в Харькове. Почитателей настоящего искусства радостно встречают государственный академический русский драматический театр им. А.Пушкина, государственный академический украинский драматический театр им. Т.Шевченко, государственный академический театр оперы и балета им. Н.Лысенко и др. Не затерялся среди маститых трупп этих храмов Мельпомены и Лауреат Всесоюзных смотров и фестивалей самодеятельного художественного творчества, дипломант правления Союза писателей СССР народный студенческий театр «Политехник», который имеет свою богатую историю…
В 50-е годы в культурной жизни Харьковского политехнического института, да и всего города, драматический коллектив ХПИ занимал особое место. Семнадцать лет им руководил один из ведущих актеров русской драмы им. А.Пушкина, Заслуженный артист республики Виктор Владимирович Золотарев. «Человек безупречного вкуса и такта, В.В. Золотарев был талантливым воспитателем студенческой молодежи, бесконечно чутким и внимательным ко всем нашим проблемам. Многое из того хорошего, что мы получили в ХПИ (это касается, главным образом, становления характера и личности), от него, Виктора Владимировича», – вспоминает студент 50-х годов, активный участник художественной самодеятельности Евгений Шорох. Под руководством В.В. Золотарева были поставлены «Платон Кречет» А.Корнейчука, «Любовь Яровая» К. Тренева, «Кремлевские куранты» Н.Погодина и др. Событиями в жизни Харьковского политехнического стали постановки «На дне» М. Горького и «Ревизор» Н. Гоголя.
Эти славные традиции были продолжены и в 70-е годы, когда во Дворце студентов ХПИ начал работать драматический театр «Политехник». Основали его и в течение многих лет возглавляли Заслуженная артистка Украины В.М. Сухарева и актер театра им. А. Пушкина В.Д. Розен.
«Политехник» был открыт для всех желающих во все времена. Эпоха его расцвета пришлась на 70-е – 80-е годы, когда на спектаклях был аншлаг, а сами актеры были самыми известными людьми в институте. От пьесы современника Л.Галкина «ХПИ – любовь моя», до «Сна в летнюю ночь» В.Шекспира, «Маленьких трагедий» А.Пушкина – таков диапазон постановок самодеятельных актеров. «Третье поколение» Н.Мирошниченко, «Четвертый» К.Симонова, «Бравый солдат Ярослав Гашек» К. Минца, «Мне есть, что спеть» В.Высоцкого, «Вечный бунт» Н.Кулиша – эти спектакли имели огромный успех у зрителей, с ними «Политехник» в составе агитпоезда «Комсомольская правда» выступал перед строителями БАМа…
…Начиная с конца 90-х и по сегодняшний день студенческий театр по ряду причин находится не «на ведущих ролях» в смысле популярности его у студентов – и у зрителей, и у потенциальных актеров. «В век «масскульта» и понижения интереса к подлинному искусству, необходимости у многих студентов зарабатывать на жизнь это вполне объяснимо. К тому же уже давно отслужили свой век кулисы, софиты, занавес, да и наша 7-я комната во Дворце студентов, где и проходят спектакли, нуждается в ремонте. Нам приходится приобретать часть реквизита на свои средства. Все здесь держится на энтузиазме нашего небольшого коллектива и иногда на помощи профкома студентов», – рассказывает художественный руководитель театра Виталий Бондарев. (Виталий – выпускник ХПИ, театрального института (актерский факультет), работал в театре юного зрителя, театре им. А.Пушкина, Харьковском камерном еврейском театре – авт.).
Раньше на сцене «Политехника» играли в основном студенты ХПИ, сейчас же в театре есть представители ХНУ им. В.Н. Каразина, педагогического университета, юридической академии. Вообще же, считает В. Бондарев, помочь вернуть интерес к театру политехникам могли бы гуманитарные кафедры нашего университета, преподаватели которых знакомили бы студентов с театральной жизнью Харькова, обсуждали бы с ними последние премьеры города.
«Что же может предложить «Политехник» сегодня?» – спросите вы. Да много чего! У студентов есть уникальная возможность бесплатно обучиться здесь театральному мастерству, почувствовать веяние актерской романтики. В этом совершенно бескорыстно помогут им профессиональные педагоги Харьковской академии культуры – актриса театра для детей и юношества В. Белая (сценическая речь) и актер театра «Новая сцена» В. Бондарев (актерское мастерство).
Сегодня в театре есть ребята, которые уже несколько лет играют в «Политехнике». Это, например, выпускник ТМ факультета Данила Колтыков (он в театре уже около 5 лет). Одна из последних его ролей – роль великого князя Аскольда в современной притче о давней истории «Аскольдов Дир» по одноименной пьесе Максима Курочкина. Максим – киевлянин, но живет и работает в Москве. Он окончил исторический факультет Киевского университета (участвовал в раскопках Аскольдовой могилы и других памятников Киевской Руси), учился в Московском литературном институте.
Пьесы Максима Курочкина пользуются в России особой популярностью. Например, известный российский актер Олег Меньшиков играет в спектакле по его пьесе «Кухня», а как актер Максим снялся в фильме Ренаты Литвиновой «Небо, самолет, девушка». Имя Максима Курочкина – яркого представителя направления новой драматургии России «Новая драма» – вошло в книгу «История русской драматургии конца XX–начала XXI в. в.».
Заметным событием в театральной жизни Харькова стал спектакль «Аскольдов Дир», который состоялся 17–19 июня во Дворце студентов НТУ «ХПИ». Роль Дира исполнил Александр Гиновян (АП факультет), воеводы Ольмы – Петр Голубченко (ЭМС), вдовы Рюрика – Юлия Фиронова (педагогический университет).
Петр Голубченко: «Уверен, будущее у «Политехника» есть! Главное, чтобы к нам приходили новые люди, влюбленные в театр! Пьеса «Аскольдов Дир» – на все времена. Здесь есть и борьба за власть, и любовь, и вера».
Данила Колтыков: «Театр стал частью моей жизни. Играя в «Политехнике» я параллельно занимался в студии циркового искусства, и умение правильно двигаться, контролировать свое тело пригодилось мне на сцене».
Александр Гиновян: «В театре я уже больше двух лет. Это как наркотик – два раза пытался бросить, но не получалось. Постоянно чувствую поддержку ребят, доверительное их отношение. Очень нравится, что зрители оценивают нашу игру по достоинству!».