О газете | Архив номеров | Архив статей | Поиск      

Профессиональная мотивация выпускников НТУ «ХПИ»


#12 от 31.05.2007

Социология

Процессы европейской интеграции интенсивно вовлекают в свою орбиту сферу высшего образования. На пути в образовательное пространство Европы Украина реформирует систему высшего образования в соответствии с европейскими требованиями и все активнее предпринимает практические действия по вхождению в Болонский процесс. Изменения в европейском образовательном пространстве активизируют важность процесса изучения образовательной системы, ее преимуществ и недостатков.

Социологической лабораторией кафедры этики, эстетики и истории культуры было проведено исследование «Выпускник НТУ «ХПИ» на рынке труда», цель которого – изучить роль НТУ «ХПИ» в профессиональном становлении и карьере выпускника университета. В исследовании принимали участие выпускники НТУ «ХПИ» 1996–2006 г. г. тринадцати факультетов: АП, БФ, И, ИТ, ИФ, МШ, Н, ТМ, ФТ, Э, ЭК, ЭМ и ЭМС. Выборка составила 86 респондентов в ноябре 2006 г. Методикой был предусмотрен опрос преимущественно выпускников 2006 г., которые составили практически половину респондентов.

Глубокий разрыв между системой высшего образования и резко изменившимися условиями жизни по-новому актуализирует проблему мотивации к обучению. Особо остро стоит вопрос профессиональной самореализации и установки на карьеру. Результаты исследования показали, что заинтересованность в получении качественных знаний вуз формирует у большинства студентов. Об этом свидетельствует тот факт, что 60,0 % выпускников НТУ «ХПИ» мотивировали обучение желанием получить прочные знания по изучаемым предметам для использования их в дальнейшей карьере. Таким выпускникам присущ доминантный тип профессиональной мотивации, характеризующийся установкой на карьеру.

Ситуативный тип профессиональной мотивации характеризует выпускников, которые за годы обучения изучали «по возможности» учебные дисциплины для вероятного их использования в дальнейшей карьере. Число выпускников с данным типом профессиональной мотивации составляет 29,4 %, что практически в два раза меньше, нежели количество выпускников с доминантным типом профессиональной мотивации.

Конформистский тип профессиональной мотивации присущ выпускникам, у которых была низкая мотивация к обучению: цель учебы такие выпускники формулируют как «ознакомиться с учебными дисциплинами и получить диплом». К числу выпускников с конформистским типом профессиональной мотивации относятся всего 10,6 % респондентов.

Установка на карьеру, формирующаяся в вузе, способствует дальнейшей профессиональной самореализации выпускников. Большинство выпускников с доминантным и ситуативным типами профессиональной мотивации работает по специальности (75,5 % и 70,8 % соответственно), тогда как большинство выпускников с конформистским типом профессиональной мотивации устроились на работу не по специальности (55,6 %).

Большинству выпускников с доминантным и конформистским типами профессиональной мотивации удалось устроиться на работу достаточно легко (76,5 % и 77,8 % соответственно). Каждый второй выпускник с ситуативным типом профессиональной мотивации также устроился на работу достаточно легко, однако 41,7 % таких выпускников – с определенными трудностями (данный показатель является наиболее высоким по сравнению с аналогичными показателями, характеризующими выпускников с доминантным и конформистским типами профессиональной мотивации).

К идее распределения по окончании вуза через госзаказ для работы на госпредприятии положительно относятся, прежде всего, выпускники с доминантным типом профессиональной мотивации (41,7 %). Многие респонденты с ситуативным и конформистским типами профессиональной мотивации затрудняются высказать точку зрения по данному вопросу (45,8 % и 55,6 % соответственно).

Свою специальность считают перспективной на ближайшие 5–10 лет те выпускники, которые характеризуются доминантным (84,3 %) и ситуативным (75,0 %) типами профессиональной мотивации. Среди выпускников с конформистским типом профессиональной мотивации 44,4 % не относят избранную специальность к перспективной, а каждый третий уверен в ее бесперспективности. Таким образом, от профессионального выбора зависит мотивация к учебе и установка на карьеру по избранной специальности. Поэтому в прожективной ситуации повторного профессионального выбора многие выпускники с доминантным и ситуативным типами профессиональной мотивации обязательно выбрали бы опять данную специальность в НТУ «ХПИ» (66,7 % и 45,8 % соответственно). Тогда как 44,4 % выпускников, характеризующихся конформистским типом профессиональной мотивации, прежде всего, выбрали бы другой вуз и другую специальность (обязательно выбрал бы опять данную специальность в НТУ «ХПИ» каждый третий респондент и 22,2 % предпочли бы обучаться по другой специальности в нашем вузе).

В зависимости от типов профессиональной мотивации выпускники по-разному оценивают возможность получения современного качественного образования по избранной специальности. Большинство выпускников с доминантным и ситуативным типами профессиональной мотивации уверено, что НТУ «ХПИ» дает возможность получения современного качественного образования по избранной специальности (70,6 % и 76,0 % соответственно). Каждый третий выпускник с конформистским типом профессиональной мотивации считает, что НТУ «ХПИ» не предоставляет возможность получения современного качественного образования по избранной специальности (44,4 % таких респондентов ответили утвердительно на вопрос и 22,2 % затруднились ответить).

Результаты исследования выявили интересный факт: большинство респондентов с доминантным и ситуативным типами профессиональной мотивации составляют мужчины (66,7 % и 56,0 % соответственно), а большинство респондентов с конформистским типом профессиональной мотивации – женщины (66,7 %).

Таким образом, у большинства студентов НТУ «ХПИ» формирует заинтересованность в получении качественных знаний для использования их в дальнейшей карьере. Большинство выпускников, которые имели установку на карьеру еще обучаясь в вузе, устроились на работу достаточно легко и работают по специальности, считая ее перспективной на ближайшие 5–10 лет. Большинство таких выпускников уверено, что НТУ «ХПИ» предоставляет возможность получения современного качественного образования по избранной специальности. Такие выпускники считают, что сделали правильный профессиональный выбор, так как в прожективной ситуации выбрали бы опять данную специальность в нашем вузе.

Разработка, поддержка и наполнение: лаборатория информационно-поисковых систем НТУ "ХПИ" © 2004 — 2021


Яндекс.Метрика

Дніпропетровський національний університет імені Олеся Гончара Національний університет цивільного захисту України Народная украинская академия Харківський національний автомобільно-дорожній університет Національний фармацевтичний університет Національний гірничий університет