К 70-летию профессора кафедры философии Маргариты Сергеевны Курочкиной
Профессор Маргарита Сергеевна Курочкина отметила в марте семидесятилетний юбилей. Ветеран труда М.С. Курочкина – одна из тех ученых и преподавателей, которые создавали полувековую историю кафедры философии.
Родилась она в семье педагогов, окончила в Краснодаре физмат, работала школьным учителем физики в Харькове, стала ассистентом кафедры общей и экспериментальной физики ХПИ. Затем была аспирантура на кафедре философии, где под руководством профессора И.Н. Кравца М.С. Курочкина подготовила и успешно защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Гносеологический аспект физического эксперимента и критика неопозитивизма».
Вся жизнь профессора М.С. Курочкиной в высшей школе – это постоянная кропотливая работа над собой, научный рост, накопление педагогического опыта. Все, кто знает Маргариту Сергеевну, наверное, согласятся с тем, что стремление к профессиональному совершенствованию стало для неё уже не только профессиональным качеством. Оно превратилось в качество её личности. Закономерен и результат. Сегодня Маргарита Сергеевна Курочкина – один из самых опытных и высококвалифицированных преподавателей философии не только нашего университета, но и всего Харькова. В 1987 г. в числе лучших научно-педагогических работников высших учебных заведений страны М.С. Курочкина награждена Нагрудным знаком «За отличные успехи в труде в области высшего образования СССР».
М.С. Курочкина – это человек, которого на протяжении всей жизни отличает такая черта, как верность. Верность традициям семьи при выборе профессии, верность избранной специальности, верность университету. Сохраняя многолетнюю верность родной кафедре философии, Маргарита Сергеевна, тем не менее, сумела сохранить и верность кафедре, когда-то давшей ей путёвку в педагогику высшей школы. Она поддерживает постоянные дружеские и творческие связи с кафедрой общей и экспериментальной физики. В своё время возглавляемый ею методологический семинар этой кафедры по праву считался одним из лучших среди кафедральных методологических семинаров.
Верность Маргариты Сергеевны избранной направленности научных исследований мы видим, анализируя тематику её научных публикаций. На протяжении многих лет она (и самостоятельно, и в содружестве с ведущими учёными других кафедр университета) углублённо занимается разработкой актуальных проблем методологии научного исследования и технической деятельности.
Вместе с тем цельность и постоянство научных интересов не мешают М.С. Курочкиной откликаться на самые актуальные проблемы развития высшей школы, воспитания студенческой молодёжи такими теоретическими разработками, как например: «Формирование личности современного инженера средствами учебного курса философии»; «Научная картина мира и формирование личности»; «Студент и философское знание».
По объективным причинам на некоторое время была прервана давняя традиция публикации кафедрального вестника. Возрождение этого сборника, обеспечение признания его высшей аттестационной комиссией и редактирование его на протяжении нескольких лет – пример неформального отношения М.С. Курочкиной к своим обязанностям заместителя заведующего кафедрой по научной работе.
Бывшие студенты Маргариты Сергеевны, становясь аспирантами и соискателями, добровольно избирают именно её в качестве своего руководителя по подготовке к кандидатскому экзамену по философии. Это ли не лучшая характеристика для педагога?!
Сколько начинающих преподавателей кафедры сумели за требовательностью, которая человеку поверхностному могла бы даже показаться проявлением мелочной придирчивости, рассмотреть подлинную товарищескую заинтересованность их педагогическим будущим и искренним стремлением настоящего педагога, педагога по призванию, «подставить плечо» нуждающемуся в помощи молодому коллеге!
Однажды сделав свой профессиональный выбор, профессор кафедры философии М.С. Курочкина всей своей жизнью в педагогике завоевала и постоянно подтверждает своё высокое право называться Педагогом!