Студенты энергомаша работали в совхозе «Берликский» Рузаевского района Кокчетавской области. Первое впечатление от целины (из дневниковых записей 1956 года). «Это замечательный край, по крайней мере, летом. Вот мы еще в пути из Кокчетава (до совхоза Берликский около 10 часов езды). Кругом хлеб, море пшеницы. Она и колышется, как море, только нет белых барашков. Иногда мелькают березовые рощицы, небольшие озерца. Стройные, тонкие березки с ярко-зеленой листвой, казалось, приветствуют нас. Попадаются участки нераспаханной целины. Почти гоголевская степь, буйные травы, приятный аромат полевых цветов и яркое солнце. Сколько света! Над головой высокое темно-голубое небо. Как хорошо!»
И далее в дневнике: «Кроме замечательной природы, на целине есть и люди. И они заслуживают гораздо большего восхищения. Это в основном сильный, привыкший преодолевать любые невзгоды, народ. Это люди, которые за 2 года в безлюдной глухой степи выстроили крепкие хозяйства. Сколько было (да и сейчас их достаточно) трудностей! Но они выстояли, победили. Да, было и немало таких, которые разбежались, но речь не о них…».
Читая сейчас эти записи, по-доброму улыбаюсь той юношеской восторженности, некоторой наивности. Тем не менее, энтузиазм среди отъезжающих на целину студентов был несомненным. Достаточно сказать, что почти треть мужского состава студентов нашего факультета двинулась на уборку первого целинного урожая (девушек не брали, но четверо наших все-таки прорвались). И ехали за счет летних каникул, не особенно рассчитывая на заработки, хорошо представляя бытовые неурядицы пребывания в еще плохо обжитых казахстанских степях.
Когда же в совхозе мы столкнулись с различными и действительно большими трудностями, никто не сбежал. А было всякое. Больше всего возмущали неразбериха в учете и неумение некоторых совхозных бригадиров организовать работу студентов, что приводило к снижению оплаты труда. По этим вопросам ребята не стеснялись, и таким руководителям доставалось, как говорят, по полной программе. Сложно было с питанием в бригадах. Приготовить еду и своевременно доставить ее к работающим за километры от полевых станов комбайнам было просто невозможно. Со временем проявила себя и природа северного Казахстана. Очарование летних пейзажей сменилось дождями, ночными заморозками, холодным ветром, грязью и т. д. А работали в поле и на токах под открытым небом. За два месяца поизносились обувь, одежда. Если к этому добавить изнурительный режим работы на уборке – с рассвета и нередко за полночь – то проверка на прочность каждого из нас была довольна серьезной.
Следует подчеркнуть, что ребята это испытание выдержали успешно. Можно было бы назвать фамилии, однако опасение кого-либо пропустить и тем самым допустить несправедливость удерживает от такого желания. Прошло много времени, и в памяти уже кое-что поистерлось. Но вот о девушках не сказать просто нельзя. С нами в 1956 году были Инна Калиберда, Люда Москвича, Неля Труба и Света Щербак. Света работала копнильщиком на комбайне. Наверное, единственная на такой работе женщина, но отработала уборку отлично, ни в чем не уступая представителям сильного пола. Инна, Люда и Неля работали поварами. Наблюдая труд на кухне в своей семье, трудно представить, как в полевых условиях три студентки с одной местной помощницей могли готовить пищу для бригады в 78 человек да еще развозить обеды к комбайнам. Поистине, работа на грани человеческих возможностей.
Но мы не только убирали хлеб, строили землянки и шалаши, заготавливали лес и пр. Целину осваивали в основном люди молодые. Поэтому мы быстро нашли общую заинтересованность с местными ребятами в проведении совместных концертов художественной самодеятельности и спортивных соревнований. И еще воспоминание из области культуры. Как-то прошел слух о том, что в книжный магазин районного центра Рузаевка завезли книги Ильфа и Петрова «12 стульев» и «Золотой теленок». Студенты поручили мне привезти столько книг, сколько можно унести. Привез полный мешок. Вот тяга к литературе!
Жизненная практика на целине стала для нас весьма полезной. Здесь впервые многие студенты оказались в рамках трудовых отношений друг с другом, с местными рабочими, с начальниками разных уровней. Часть ребят сами возглавили студенческие бригады и очень неплохо себя проявили. Да и в целом причастность к большому и очень важному государственному делу, кто бы что ни говорил, вызывала чувство гордости.
А дело, действительно, было всенародного значения. Только в совхозе «Берлинский» было собрано 1 миллион 700 тысяч пудов пшеницы (тогда в пудах считали урожай) и абсолютно точно – без помощи студентов значительная часть урожая осталась бы в поле и пропала.
Самоотверженный труд (сейчас это словосочетание практически не используется) студентов энергомаша не остался незамеченным. Каждый из участников уборки урожая получил благодарность руководства института, 71 был отмечен значками «За освоение целинных земель», наградами Центрального комитета Всесоюзного Ленинского Союза Молодежи, грамотами ЦК комсомола Казахстана, денежными премиями и ценными подарками.
И вот прошло 50 лет. Жизнь разбросала первых студентов-целинников по всему свету. Но у каждого, наверное, сохранились в памяти добрые впечатления о той благородной и достаточно жесткой борьбе за первый целинный урожай. По крайней мере, за прошедшее время не приходилось слышать от своих товарищей иных суждений. Безусловно, целина была яркой, хотя и маленькой страничкой, в нашей жизни.