К 50-летию студенческих отрядов
|
Летом 1956 года во время каникул я – тогда третьекурсник – намеревался пойти в турпоход по горному Крыму. Подобралась хорошая группа новичков, купил рюкзак, обувь, приготовил фотоаппарат. Настала весна, а там и сессия.
…По дороге в «Гигант» встречается Юрий Стеценко: «Ну что, Толя, едем?» Я ответил утвердительно («даже карту Крыма уже купил»). «Какой Крым, на целину ехать надо!» И рассказал мне о том, что только что передано обращение ЦК ВЛКСМ к советской молодежи – помочь убрать богатый урожай на целине.
Сознаюсь, оставшиеся 200 метров дороги до «Гиганта» я шел, обуреваемый колебаниями: Крым или целина? Но решение было твердое – целина. Эти двести метров в моей жизни навсегда остались знаковыми…
Штаб отряда возглавил секретарь комитета комсомола Анатолий Шеховцов. Более семисот добровольных заявлений; все 11 факультетов, нашлись и школьники, пытавшиеся примкнуть к отъезжающему студенчеству.
Собрались в очень сжатые сроки. Мощной и всесторонней, прежде всего материальной, была поддержка ректора Михаила Федоровича Семко и его коллег.
Сводный городской отряд провожали харьковчане торжественно – колонна с комсомольскими знаменами прошлась по заполненной людьми Сумской, Московскому проспекту, далее на Балашовский вокзал. Там нас ожидали «телятники» – товарные вагоны с наспех сколоченными нарами. Пришел и наш декан, Филипп Кузьмич Королев.
Путь длиной в неделю оказался чрезвычайно интересным – Лиски, Поворино, Пенза, Сызрань, Уфа, Челябинск, Курган, Кокчетав. Как и солдат из воинских эшелонов, нас кормили на солдатских пунктах – горячая пища юным организмам не лишняя. Но вскоре мы время, отведенное на стоянки для приема пищи, стали использовать для «диких» экскурсий по названным городам. Это было очень познавательно – пересечь полстраны, убедиться воочию, как «широка страна моя родная», увидеть разные города.
Вьется дорога длинная.
Здравствуй, земля целинная.
Здравствуй, простор широкий,
Весну и молодость встречай свою!
…Рузаевский район. Совхоз «Целинный». 35 тысяч гектаров распаханной целины, засеянных пшеницей. По площади каждая бригада – большой колхоз на Украине, а в ней – всего тринадцать человек. Воистину необозримые поля, разрезанные прямыми, как стрела, грейдерными дорогами на квадраты. Маленькие, нетронутые участки целины лишь на территории, где располагаются вагончики бригады. Нашему отряду вагончиков не хватило, а ночь близится. По совету «коренного» целинника из тележек, на которых транспортируется хедер прицепного комбайна, соорудили нечто подобное огромному чуму (или цирку «Шапито»). В качестве кровельного материала – старые полотна с хедера, куски рубероида, камыш, трава. Все тридцать человек разместились под этим шатром. Там мы жили до похолодания – в тесноте, но не в обиде.
Техника. Харьковские трактора ДТ-75 и прицепные комбайны Ростсельмаша с двигателем Харьковского завода «Серп и молот». Все требует ремонта. Надо успеть до начала жатвы. Укомплектованы экипажи – тракторист, комбайнер, копнильщик. На все экипажи «коренных» опытных целинников не хватило. Подъехали выпускники училищ сельской механизации с Украины. И все равно несколько экипажей были укомплектованы только студентами. Ремонт – самостоятельно («смотри сам») при консультациях «коренных» («умей слушать и видеть») и достаточного количества печатных руководств к тракторам и комбайнам. Поездки на «Централку» за запчастями. Первые опробования отремонтированного. Не у всех все удачно. Коллективная помощь (макаренковское «Не пищать!»). Вечером – песни у костра. Песня, услышанная у костра от «коренных» целинников, запомнилась:
Ты открой мне окошко, открой,
За разлуку меня не брани.
Я сегодня, родная, с тобой
Не расстанусь до самой зари.
Я улыбку твою не забыл
В трудный час на целинной земле.
Еще крепче тебя полюбил
В Казахстане, в далеком селе.
Ты была путеводной звездой.
Ночь казалась мне солнечным днем.
Где б ни жили, дорогой одной
Мы к заветному счастью идем.
Тихо шепчутся часто поля,
Опустился туман над рекой.
Ждет тебя молодая земля.
Ты открой мне окошко, открой.
Ближе к началу страды приехала помощь из Армении – опытные комбайнеры, со своей техникой. У них мы многому научились. В один из первых дней уборки моя загонка (мне пришлось испытать себя в качестве комбайнера) оказалась рядом с той, где хлеб убирали армянские механизаторы. Как мне забыть тот момент, когда пожилой уже комбайнер Тофик Саркисян оставил свой агрегат, подбежал к нашему, и в несколько касаний (как футболист, виртуоз!) отрегулировал натяжку цепей полотна, поправил положения щитов первой и второй очистки – продемонстрировал реализацию своего опыта комбайнера, накопленного годами колхозной работы.
Первые загонки, первый бункер золотистой пшеницы, теплой, пахучей, текущей в кузов воинского грузовика (прибыла в совхоз воинская автоколонна из Сибири: география всей страны в фокусе одного совхоза). Радуют всех высокие намолоты. Работаем в загонках, пока позволяет естественное освещение, а иногда и с фарами.
Происходит то, ради чего мы сюда приехали. Отошли на задний план бытовые неполадки, более чем скромное питание (сушеная капуста, рис, чай). Даешь хлеб! Даешь казахстанский миллиард пудов!
Отвозить на элеватор собранное зерно не успевали – расстояния большие, отсутствие железнодорожных путей и т. д. Стали складировать зерно на полевых «токах», по сути, на грейдерных дорогах. Смотреть на это было больно. Снег не заставил себя ждать. Подоспели ночные заморозки. Утром умывались, пробивая лед в бочках с водой. Возвращаясь с поля, жались у буржуек в вагончиках. «Не пищать!»
И все-таки наш совхоз «Целинный» хлеб убрал. Завершилась эпопея творения казахстанского миллиарда пудов прекрасной пшеницы.
И мы, политехники, к этому были причастны.
Мы узнали на целине замечательных людей, приехавших в Казахстан с разных уголков Советского Союза не за «длинным рублем», а с искренним желанием навсегда там обустроиться. Это были удивительно красивые люди. Мы увидели необъятные просторы нашей страны. Мы прошли прекрасную школу самостоятельного принятия решений, ответственности за порученное дело. Научились стойко сносить бытовые невзгоды, осознали, сколько стоит пуд хлеба. Слово «целинник» в нашем вузе стало нарицательным – синонимом добросовестного человека, умеющего на передний план ставить интересы коллектива, вовремя оказать помощь нуждающемуся, выделить из потока набегающих дел главное, высоко ценить чувство локтя. Мы научились дружить и высоко ценить настоящую мужскую дружбу. Мы прошли серьезную жизненную школу, которая стала отправной точкой вхождения во «взрослую жизнь».
Анатолий Шеховцов, возглавлявший первый целинный отряд политехников, стал крупным ученым-организатором, длительное время возглавлял кафедру «Двигатели внутреннего сгорания». Командир отряда Киевского района г. Харькова Владимир Орел работал в ЦК ВЛКСМ, затем возглавлял Институт истории техники АН СССР в Москве. Анатолий Рославцев, который первым из нас получил правительственную награду – медаль «За доблестный труд», длительное время был на руководящей партийной работе, затем стал директором НАТИ в Москве, профессором, доктором наук. Вадим Жеребцов стал крупным специалистом в оборонной промышленности. Дмитрий Белега продолжил целинные традиции в системе строительных студенческих отрядов, наследников целинных отрядов. Юрий Стеценко после работы на турбинном заводе находился на руководящей партийной работе, был секретарем Харьковского горкома партии, затем работал в ЦК Компартии Украины. Евгений Бесчаров после работы на заводе окончил аспирантуру, стал кандидатом наук, доцентом. Михаил Рыщенко – доктор наук, заведующий кафедрой, много лет работал деканом факультета технологии неорганических веществ. Василий Дьяченко стал доктором наук, был проректором одного из вузов Харькова, сейчас – профессор кафедры ДВС.
Нет возможности назвать всех первых целинников ХПИ. Пусть они простят меня. А был еще и 1958 год, наш второй целинный отряд, уже со своей историей, со своими героями. Была Североказахстанская область, совхоз им. Дзержинского, был новый казахстанский миллиард пудов хлеба, и была победа харьковских политехников в соревновании с отрядами Москвы, Киева и других городов Советского Союза. Но мне хотелось в рамках этой публикации вспомнить о 50-летнем юбилее первого целинного отряда. Ибо все мы были и, я уверен, остаемся членами того замечательного сообщества людей, которым наш народ дал имя целинник.
Почетный знак ЦК ВЛКСМ и Правительственная медаль за освоение новых земель – самые дорогие реликвии моей юности.
А. Грабченко, д. т. н., профессор, Заслуженный работник высшей школы Украины, заведующий кафедрой «Интегрированные технологии машиностроения».