Сегодня, накануне вступления Украины в Болонский процесс, актуальными для
вузов, в частности, технических, являются проблемы интеграции в европейское
образовательное пространство, в систему образования, во многом отличающуюся от
украинской. Свидетельством признания на Западе высокого уровня подготовки в НТУ
"ХПИ" стало, например, ежегодное присуждение стипендии имени Леонарда Эйлера
студентам кафедры динамики и прочности машин инженерно-физического факультета.
За три года плодотворного сотрудничества с университетами Галле и Магдебурга
стипендиатами стали 16 человек: 14 студентов и 2 аспиранта. Примечательно то,
что из уже побывавших за границей, только двое решили поступить в аспирантуру в
немецкие университеты, остальные же либо работают в Украине по специальности,
либо поступили в аспирантуру в НТУ "ХПИ".
Этот год не стал исключением, и в Германию на стажировку отправляется новая
группа.
Ознакомительная поездка изменила все!
Святослав Гладков сейчас учится на пятом курсе в группе И-19б. Нельзя
сказать, что ему изначально очень нравилась специальность "Информационные
технологии проектирования". "Непонятно было чему учат и непонятно было зачем. Но
ознакомительная поездка в Германию на втором курсе перевернула моё восприятие
будущей профессии. Я увидел, что за рубежом она востребована", - рассказывает
Слава.
Научной работой он начал заниматься на четвертом курсе под руководством
доктора технических наук, профессора Геннадия Ивановича Львова. Написал и
защитил бакалаврскую работу "Применение CAD/CAE систем для анализа термоупругих
напряжений и ползучести в камере сгорания газотурбинного двигателя", которая
заняла первое место на конкурсе дипломных работ нашего Университета.
Актуальным на сегодняшний день является изучение процессов ползучести в
материале, которые возникают под действием высоких температур. Но, не смотря на
всю сложность этих процессов, их моделирование востребовано практикой - с одной
стороны, нужно знать ресурс данного двигателя или его элемента, а с другой,
необходимо адекватно проводить оптимизацию.
В данный момент Святослав собирается в Германию для исследовательской работы
по своей теме в университете Галле. Он получил стипендию им. Леонарда Эйлера и
теперь собирается подтвердить свою знания и квалификацию. К такого рода
стажировкам относится с воодушевлением. "Как не печально, но производство в
нашей стране стоит на месте, да и материальная база лабораторий у них лучше, -
объясняет мне Святослав. - Но надежда на то, что и в Украине специалисты такого
рода будут нужны, остается".
"В заключение хотелось бы отметить чудесные лекции профессоров Львова Г.И.,
Курпы Л.В., Морачковского О.К. и Симсона Э.А., которые привили мне настоящую
любовь к своей специальности. Большое Вам спасибо, Учителя!".
Две Марии, или вместе в Германию
В группе И-19б учатся две Марии, две Маши - Герасименко и Ноженко. Они
подружились уже давно, а ознакомительная поездка в Германию летом 2003 года их
еще больше связала. Сейчас обе Маши, получив стипендию им. Леонарда Эйлера,
находятся в Германии в Магдебургском университете.
Девушки много рассказывали о своих впечатлениях от прошлогодней поездки.
Более общительной оказалась Мария Герасименко: "У нас в Украине более
широкопрофильная подготовка специалистов, - рассказывает она. - И очень хорошо,
что мы получаем базовые знания по многим предметам, ведь их специализация
намного уже и шаг вправо - шаг влево...". Именно фундаментальные знания по таким
предметам, как математика, физика, математическая физика в сочетании с глубокой
инженерной подготовкой позволяет решать сложные задачи.
С четвертого курса Маша под руководством доцента Владимира Николаевича
Грищенко работала над темой "Разработка алгоритма построения эквивалентных
крутильных конечно-элементных моделей валов трансмиссий машин".
Специально для стажировки в Германии начала усиленно изучать два языка:
английский и немецкий. Она надеется, что более новые технологии и методы
исследования, которыми обладают западные университеты, помогут ей в изучении
тематики.
Мария Ноженко менее разговорчива, но, тем не менее, она добавила к
наблюдениям подруги о Германии свои собственные: "У них больше возможностей, и
больше материальная база для проведения опытов, но зато наши базовые знания
очень высоко ценятся".
Маша искренне надеется, что стипендия Леонарда Эйлера поможет ей в разработке
темы, над которой она начала работать под руководством доцента Арнольда
Георгиевича Андреева на четвертом курсе: "Исследование НДС вагонного
биметаллического колеса". Без глубокого изучения всех процессов, как внутренних,
так и внешних, невозможно создавать конкурентоспособную продукцию.
В свободное время девушки активно занимаются спортом: М. Герасименко -
аэробикой, М. Ноженко - плаванием.
Во время нашего разговора девушки очень тепло отзывались о своих
преподавателях, которые никогда не отказывают в помощи и дополнительном
объяснении непонятого материала.
Студентам надо дать возможность учиться...
Константин Дьяконенко, поступая на специальность "Динамика и прочность
машин", тогда еще не догадывался, насколько ему понравится учиться на
инженерно-физическом факультете. "То, что ДПМ - самая лучшая для меня
специальность, - говорит он, - я понял лишь на третьем курсе, когда лекции начал
читать профессор Геннадий Иванович Львов". Да, действительно, для многих
студентов именно третий курс является определяющим: на второй план отходит
преподавание общих дисциплин, а взамен читаются предметы по специализации.
На четвертом курсе под руководством доктора технических наук Юрия Сергеевича
Воробьева Костя начал разрабатывать тему "Колебания роторов газотруб
двигателей". "Если раньше рассматривались системы одномерные, - объясняет К.
Дьяконенко, - то сейчас трехмерное моделирование. Это позволяет нам учитывать
новые факторы при помощи вычислительной техники".
Недавно Константин вернулся из Германии, где побывал благодаря стипендии
Леонарда Эйлера. Работа за рубежом помогла ему еще глубже осознать правильность
выбора. Современный инженер обязан, использовать современные специальные
программы, но ведь компьютер человек может освоить и сам, а вот такую сложную
специальность вряд ли. "Можно долго рассказывать о преимуществах немецкой
системы образования, но я отмечу только то, что университеты предоставляют
условия для учебы научной работы, там не нужно зарабатывать деньги".
Эти студенты шли к стипендии четыре года, находясь под пристальным вниманием
преподавателей, только лучшие заработали право на стажировку в ведущих
университетах Германии. И тот опыт, который получили стипендиаты за рубежом, они
приносят и в Украину - это их вклад в евроинтеграцию.